Найти тему
6000 миль до Голливуда

Погоня с Дьяволом

Оглавление

(Ride with the Devil, 1999, США)

В некоторых американских штатах отсутствие лошадей - вовсе не повод не устраивать скачки с барьерами.
В некоторых американских штатах отсутствие лошадей - вовсе не повод не устраивать скачки с барьерами.

Понятно, что сегодня при словах "вестерн от Энга Ли" многие кинолюбители вздрагивают и судорожно крестятся. Однако, за шесть лет до своей нашумевшей "Горбатой горы", Энг снял ещё один вестерн - "Погоня с Дьяволом". Тоже не классического толка, вдобавок посвящённый не самому популярному в жанре, временному периоду - гражданской войне Севера и Юга. Но зато местные герои связаны друг с другом узами обычного мужского товарищества, без желания разнообразить свои отношения в горно-горбатом стиле, и на том спасибо.

Джонатан Риз Майерс (лохматый тип в шляпе) здесь настолько неузнаваем, что его можно даже ненароком перепутать с Джейсоном Мьюзом - тем самым Джеем, который при Молчаливом Бобе.
Джонатан Риз Майерс (лохматый тип в шляпе) здесь настолько неузнаваем, что его можно даже ненароком перепутать с Джейсоном Мьюзом - тем самым Джеем, который при Молчаливом Бобе.

Перво-наперво замечу, что если вы решили ознакомиться или пересмотреть эту картину, то ищите её режиссёрскую версию длиною 148 минут (разве только в ней могут быть не озвучены добавленные эпизоды, но в принципе это терпимый "глюк"). Потому что нарастили её, за редким исключением, всё же нужными сценами, которые непонятно, зачем вообще удалили при прокатном монтаже.

А вот в прокате "Погоне с Дьяволом" не то, что не повезло - это были полные тартарары. При бюджете 35 млн. $, в Штатах она не наскребла по сусекам кинотеатров даже один (!) злосчастный миллион. И кабы следующая картина Ли ("Крадущийся тигр, затаившийся дракон", 2000) не отхватила сразу четыре Оскара (из 10 номинаций), вряд ли этот тайванец задержался бы в Голливуде так долго, да ещё продолжая разводить американских киноакадемиков на новые Оскары.

С другой стороны, вполне очевидно, почему массовый зритель проигнорировал кино даже со столь ярким и дерзким названием. Мало того, что популярность вестернов в ту пору была едва ли не плинтусовая, так Энг Ли ещё и экранизировал историю предельно незамысловатую. Уж не знаю, насколько интересно она рассказана в романе Дэниела Вудрелла. Только в фильме, прежде чем начнётся очередная движуха, извольте вытерпеть череду рутинно-бытовых сцен, где даже герои маются от скуки, а про зрителя и не говорю.
Да и с развязкой Ли нас обламывает, не оставив под конец ничего вкусного - ну разве можно было так беспардонно вытирать ноги об элементарные законы драматургии!

Партизаны-южане маскируются под кавалерию северян. Беспалевность, мягко говоря, не впечатляет.
Партизаны-южане маскируются под кавалерию северян. Беспалевность, мягко говоря, не впечатляет.

Ладно хоть, когда приходит черёд стрельбы, конных погонь и разгула жестокости, Энг делает это по-крепкому драйвово, с размахом и честностью. Начиная с первой перестрелки, где главгерой - молодой южанин Роудел - вместе с соратниками-партизанами мстит северянам за убитого теми, отца своего друга, далее свирепость баталий лишь нарастает. И вот уже разросшаяся партизанская банда участвует в кавалерийских налётах на целые города и бьётся с целыми отрядами противника, устилая свой путь трупами. В том числе телами невинных жертв, что и заставляет Роудела переоценивать собственные идеалы. А также решать иные моральные и житейские дилеммы, которые раз за разом ему подбрасывает судьба.
При этом какого-либо чёткого сюжетного курса у фильма как не было, так и нет. Роудел просто катится по течению жизни, лишённой конкретной цели - вот, собственно, и вся его "партизанщина".

К сожалению, последнее интересное событие в "Погоне с Дьяволом" происходит задолго до финала. И пусть Ли оставил нам напоследок кое-какую интригу, она ничем не оживляет завершающие полчаса картины. Которая становится пресной и мямлящей именно тогда, когда ей, наоборот, надо кровь из носу делать финишный рывок и сжигать главный запас своей пиротехники.
К несчастью, у Энга Ли было по этому поводу абсолютно иное мнение, и потакать тут интересам зрителя он, видимо, счёл дурным тоном.

Давненько, кстати, ни на большом, ни на сериальном экранах не видно Тоби Магуайра. Шесть лет, если быть точным. Подозрительно долгий творческий отпуск - этак всех поклонников растерять можно.
Давненько, кстати, ни на большом, ни на сериальном экранах не видно Тоби Магуайра. Шесть лет, если быть точным. Подозрительно долгий творческий отпуск - этак всех поклонников растерять можно.

***

В общем, как постановщик исторического кино Энг Ли постарался неплохо, но вот как рассказчик, увы, подкачал. И когда в перерывах между действительно захватывающими сценами его герои тупо просиживают штаны и толкут воду в ступе, это рискует усыпить даже самого стойкого зрителя. Тем более, что главное такое "просиживание" Ли устроил в заключительной главе фильма, что и вовсе ни в какие ворота.

И всё же на фоне вестернов 90-х "Погоня с Дьяволом" выглядит далеко не аутсайдером. И какой-никакой, но художественной ценностью она обладает, ведь снимал её будущий неоднократный оскаровский лауреат, а это о чём-то да говорит.

Трейлер фильма: