(Ride with the Devil, 1999, США)
Понятно, что сегодня при словах "вестерн от Энга Ли" многие кинолюбители вздрагивают и судорожно крестятся. Однако, за шесть лет до своей нашумевшей "Горбатой горы", Энг снял ещё один вестерн - "Погоня с Дьяволом". Тоже не классического толка, вдобавок посвящённый не самому популярному в жанре, временному периоду - гражданской войне Севера и Юга. Но зато местные герои связаны друг с другом узами обычного мужского товарищества, без желания разнообразить свои отношения в горно-горбатом стиле, и на том спасибо.
Перво-наперво замечу, что если вы решили ознакомиться или пересмотреть эту картину, то ищите её режиссёрскую версию длиною 148 минут (разве только в ней могут быть не озвучены добавленные эпизоды, но в принципе это терпимый "глюк"). Потому что нарастили её, за редким исключением, всё же нужными сценами, которые непонятно, зачем вообще удалили при прокатном монтаже.
А вот в прокате "Погоне с Дьяволом" не то, что не повезло - это были полные тартарары. При бюджете 35 млн. $, в Штатах она не наскребла по сусекам кинотеатров даже один (!) злосчастный миллион. И кабы следующая картина Ли ("Крадущийся тигр, затаившийся дракон", 2000) не отхватила сразу четыре Оскара (из 10 номинаций), вряд ли этот тайванец задержался бы в Голливуде так долго, да ещё продолжая разводить американских киноакадемиков на новые Оскары.
С другой стороны, вполне очевидно, почему массовый зритель проигнорировал кино даже со столь ярким и дерзким названием. Мало того, что популярность вестернов в ту пору была едва ли не плинтусовая, так Энг Ли ещё и экранизировал историю предельно незамысловатую. Уж не знаю, насколько интересно она рассказана в романе Дэниела Вудрелла. Только в фильме, прежде чем начнётся очередная движуха, извольте вытерпеть череду рутинно-бытовых сцен, где даже герои маются от скуки, а про зрителя и не говорю.
Да и с развязкой Ли нас обламывает, не оставив под конец ничего вкусного - ну разве можно было так беспардонно вытирать ноги об элементарные законы драматургии!
Ладно хоть, когда приходит черёд стрельбы, конных погонь и разгула жестокости, Энг делает это по-крепкому драйвово, с размахом и честностью. Начиная с первой перестрелки, где главгерой - молодой южанин Роудел - вместе с соратниками-партизанами мстит северянам за убитого теми, отца своего друга, далее свирепость баталий лишь нарастает. И вот уже разросшаяся партизанская банда участвует в кавалерийских налётах на целые города и бьётся с целыми отрядами противника, устилая свой путь трупами. В том числе телами невинных жертв, что и заставляет Роудела переоценивать собственные идеалы. А также решать иные моральные и житейские дилеммы, которые раз за разом ему подбрасывает судьба.
При этом какого-либо чёткого сюжетного курса у фильма как не было, так и нет. Роудел просто катится по течению жизни, лишённой конкретной цели - вот, собственно, и вся его "партизанщина".
К сожалению, последнее интересное событие в "Погоне с Дьяволом" происходит задолго до финала. И пусть Ли оставил нам напоследок кое-какую интригу, она ничем не оживляет завершающие полчаса картины. Которая становится пресной и мямлящей именно тогда, когда ей, наоборот, надо кровь из носу делать финишный рывок и сжигать главный запас своей пиротехники.
К несчастью, у Энга Ли было по этому поводу абсолютно иное мнение, и потакать тут интересам зрителя он, видимо, счёл дурным тоном.
***
В общем, как постановщик исторического кино Энг Ли постарался неплохо, но вот как рассказчик, увы, подкачал. И когда в перерывах между действительно захватывающими сценами его герои тупо просиживают штаны и толкут воду в ступе, это рискует усыпить даже самого стойкого зрителя. Тем более, что главное такое "просиживание" Ли устроил в заключительной главе фильма, что и вовсе ни в какие ворота.
И всё же на фоне вестернов 90-х "Погоня с Дьяволом" выглядит далеко не аутсайдером. И какой-никакой, но художественной ценностью она обладает, ведь снимал её будущий неоднократный оскаровский лауреат, а это о чём-то да говорит.