В послевоенное время жизнь в СССР начала налаживаться, люди стали жить лучше, повысилась рождаемость. Особенно это касалось деревень, откуда в то время молодежь не отпускали в города (уговаривали, не отдавали паспорта). В 50-х годах назрела необходимость строительства новых школ, особенно начальных для деревень. Мой отец был мастером на все руки: поступил в медицинское училище, но началась война и он как и вся молодежь того времени, ушел на фронт в октябре 1941. Прошел всю войну, участвовал в разгроме милитаристской Японии на Дальнем Востоке.
А когда вернулся в мирное время, то выучился на плотника-столяра. Специалистом он был замечательным! Многие дома в нашей деревне и округе были построены и отделаны его "золотыми руками". Наш родительский дом тоже строили они с мамой, и большая часть мебели в нем до сих пор сохраняет тепло его рук (резные наличники на окнах, платяной шкаф, комод, сундук, шкафчик для посуды и медикаментов, столы, тумбочки, табуретки - до сих пор прочны, добротны и радуют глаз).
В то время плотницкие инструменты и подсобные материалы были самодельные и очень простые: рубанок, фуганок, киянка, пила, стамеска, столярный клей. Но в каждую свою вещь "мастер", а он им и был, вкладывал частичку своей души.
Поэтому, когда решено было построить в нашей деревне школу, то вопрос кто будет строить даже не стоял. Отец создал бригаду и всего за год новая школа-трехлетка уже была лучшим строением в округе. Мне в семидесятых годах посчастливилось в ней учиться. Я была очень горда, я знала, что это творение моего отца и учиться в ней для меня было одно удовольствие.
Все в ней было продумано до мелочей. Вокруг школы был разбит большой сад, весной начинали цвести вишни и яблони, все вокруг наполнялось красотой и благоуханием. Сама школа представляла собой прямоугольное здание, в котором самую большую площадь занимал класс для занятий.
Я до сих пор, закрыв глаза, мысленно поднимаюсь по ступенькам, иду по громадному светлому коридору, где мы на переменах носились и играли (когда на улице было холодно) мимо гардероба (раздевалки), хозяйственной комнаты технички, учительской (он же кабинет директора), библиотеки и вхожу в класс. Это было самое светлое помещение, в котором окна выходили на восток и юг, и поэтому солнечно было целый день. У меня в воспоминаниях про школу всегда озаренный лучами солнца класс, запах дерева и свежевымытых полов и три ряда парт. Каждый ряд-отдельный класс: первый, второй и третий. В углу стола печь, ее протапливали до прихода детей, и когда мы зимой приходили на уроки, то в школе было уже тепло.
Надо сказать, что у нас был один учитель по всем предметам и на все три класса, он же и директор- Евстафьев Николай Максимович, бывший фронтовик, ходивший всегда в гимнастерке и поражавший нас военной выправкой и строгостью. Жил он в соседнем поселке и каждый день проходил по три километра в одну сторону по грунтовой дороге в любую погоду, чтобы учить детей.
К сожалению от нашей школы ничего не осталось, в 80-х годах её закрыли и вскоре она разрушилась. Мой отец Георгий Александрович и учитель Николай Максимович давно уже умерли, светлая им память, но школа навсегда осталась в моей душе теплой страничкой биографии.