Пандемия коронавируса Covid-19 в России, к сожалению, все продолжается, хотя и происходит уже плавное снижение количества выявленных новых случаев заболеваний. Вместе с тем, длительные выходные, ранее объявляемые президентом РФ В.В. Путиным с 12 мая 2020 года закончились, по решениям глав большинства регионов и субъектов РФ в настоящее время начинают снова функционировать в полном объеме коммерческие предприятия, организации и индивидуальные предприниматели. Но как и вынужденный "простой" в работе, так и скачок курсов валют на фоне падения цен на "кормилицу России" - нефть, является серьезными негативными предпосылками для большей криминализации сектора частного бизнеса в стране, в том числе за счет появления мошеннических фирм и предприятий. Не стоит в это непростое время забывать частному бизнесу и про своих заклятых "друзей" - налоговых инспекторов: снижение нефтегазовых доходов послужит сильным стимулятором для увеличения любыми путями налоговых доходов в бюджет.
В данной статье я поделюсь практическими советами о том, какие наиболее полные меры должной осмотрительности возможно предпринять дистанционно (работая на удаленке из дома и не покидая его) представителям коммерческим компаниям и индивидуальным предпринимателям при выборе новых контрагентов, дабы минимизировать риски возможных неблагоприятных как налоговых, так и гражданско-правовых последствий. Данные советы Вам пригодятся и после окончания пандемии, когда будет необходимо принять оперативное решение о целесообразности заключения договора с тем или иным поставщиком товаров / работ / услуг.
И так, если в настоящее время Ваша компания / Вы сам как ИП нуждаетесь в заключении договора с новыми контрагентами, то не выходя из дома проведите следующие проверочные мероприятия, направленные на оценку возможных рисков договорных отношений с контрагентом:
1) для получения основных данных о выбранном контрагенте воспользуйтесь информационными сервисами на сайте Федеральной налоговой службы РФ в разделе "Риски Бизнеса" (в т.ч. воспользуйтесь сервисом "Прозрачный бизнес"):
- в отношении юридического лица: получите выписку из ЕГРЮЛ, в которой проверьте ФИО единоличного исполнительного органа (генеральный директор / директор / управляющий) и учредителей, проверьте виды деятельности (Вас уже должно будет насторожить, если Вы собираетесь приобрести, например, запчасти для техники, а у контрагента основной ОКВЭД - Торговля оптовая фруктами и овощами). Также внимательно изучите адрес местонахождения по ЕГРЮЛ: благодаря наличию на Яндекс.Картах такой опции как "Панорамы улиц и фотографии" можно взглянуть на здание, расположенное по данному адресу воочию и из дома (если это жилой дом, то уже стоит насторожиться);
- в отношении индивидуального предпринимателя: получите выписку из ЕГРИП, проверьте ФИО контрагента, проверьте виды деятельности.
2) для более полной проверки наличия у потенциального контрагента необходимых трудовых и материальных ресурсов воспользуйтесь возможностями одного из многочисленных информационных сервисов по проверке контрагентов, таких как: Спарк-Интерфакс, Контур-Фокус и прочие. По моему опыту использования возможностей различных информационных сервисов (в том числе и 2-х вышеуказанных), массивы данных в подобных информационных системах почти всегда идентичны, различие только в формализованности и наглядности представления информации для пользователя. Так, с помощью них можно получить следующие достоверные сведения о любом юридическом лице - резиденте РФ:
- участие в арбитражных делах в качестве истца ответчика / третьего лица: стоит обратить внимание на количество предъявленных исковых требований к компании как к ответчику и количество проигранных дел;
- участие в закупочных процедурах (электронных торгах, проводимых государственными организациями в соответствии с положениями ФЗ-44, а также коммерческими предприятиями в соответствии с положениями ФЗ-223): стоит обратить внимание на количество выигранных контрагентом торгов и заключенных договоров;
- наличие действующих исполнительных производств: стоит обратить внимание на значительные суммы или суммы непогашенной вовремя задолженности по уплате платежей имущественного / неимущественного характера, в том числе задолженностей по уплате налогов и сборов в бюджеты;
- наличие задолженностей по уплате налогов и сборов;
- сведения о наличии действующих решений налогового органа о приостановлении операций по расчетным счетам контрагента;
- суммы уплаченных за предыдущие года налоговых отчислений и сборов в бюджеты РФ: стоит обратить внимание на малые суммы отчислений в фонды за сотрудников (ПФР, ФССР, ФОМС), а также суммы уплаченных: налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (если контрагент применяет общую систему налогообложения);
- сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год: стоит обратить внимание на малый (1-4 человека) штат сотрудников у контрагента, что может свидетельствовать о применении контрагентом схем "черной" заработной платы, когда сотрудники получают заработную плату в конвертах, за которую не происходят отчисления НДФЛ и сборов в фонды в бюджетную систему РФ;
- сведения о сдаваемой контрагентом бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующие года: стоит обратить внимание на наличие на балансе материальных ресурсов (основных средств), нематериальных активов, финансовые результаты (выручка и прибыль / убыток). Отсутствие на балансе контрагента собственных материальных и нематериальных ресурсов, а также низкие финансовые результаты (менее чем 1-5% от суммы выручки от основного вида деятельности), или отрицательные результаты в течении нескольких подряд идущих лет - повод задуматься о надежности и стабильности контрагента, его реальных возможностях в настоящее время исполнять договорные обязательства со своей стороны;
- сведения о наличии лизинговых договоров: стоит обратить внимание, если у контрагента имеются действующие лизинговые договора, в которых он выступает лизингополучателем (тем самым обеспечивая себе материально-техническую базу, необходимую для основного вида деятельности);
- сведения о наличии выданных контрагенту лицензиях на право осуществления того или иного вида деятельности: стоит обратить внимание на срок их действия;
- сведения о наличии выданных контрагенту сертификатов соответствия / деклараций о соответствии требованиям Технических регламентов Таможенного союза на реализуемую продукцию: стоит обратить внимание на срок их действия, а также перечень торговых марок и товарного ассортимента;
- сведения о проверках со стороны контрольных органов (Роструд, Росприродохрана и пр.): стоит обратить внимание на количество проверок, выявивших нарушения в деятельности контрагента, особенно, в части соблюдения трудового законодательства.
3) если Ваш потенциальный контрагент, согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрирован совсем недавно (менее чем 01 год назад), то в вышеуказанных информационных системах Вы, к сожалению, ни какой подробной информации получить не сможете. В связи с чем, запросите у контрагента сведения об опыте его работы с другими компаниями: с наименованием компании и номерами контактных телефонов представителей. Свяжитесь с представителями данных компаний, получите подтверждение положительного опыта взаимодействия с интересующим Вас контрагентом. Данных клиентов Вашего контрагента также проверьте по вышеуказанным информационным системам: могут оказаться такие же недавно зарегистрированные фирмы, с отсутствием сведений о них (возможно, - подставные);
4) если Вы планируете приобрести у нового поставщика какой-либо товар, то в целях обезопасить свою компанию от риска приобретения контрафактной продукции запросите у поставщика заверенные скан-копии документов, подтверждающие качество и соответствие требованиям Технических регламентов ТР ТС (подробнее о полном перечне мер и документов читайте в другой статье на канале: ЗДЕСЬ);
5) запросите непосредственно у контрагента (помимо документов, подтверждающих качество и сертификацию товара) скан-копии уставных и учредительных документов, а также документально подтвержденные сведения о наличии у него трудовых и материальных ресурсов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности (поставки товаров / выполнение работ / оказание услуг):
- свидетельства: ИНН и ОГРН / ОГРНИП;
- выписку из ЕГРЮЛ / ЕГРИП (не позднее недельной давности);
- копию приказа о назначении на должность действующего единоличного исполнительного органа, с копией общегражданского паспорта на имя данного лица;
- копию действующего договора аренды нежилых помещений по адресу местонахождения по ЕГРЮЛ, с копиями платежных поручений в качестве подтверждения оплаты;
- копию актуального штатного расписания Общества / сведений о среднесписочной численности работников проверяемого Общества за предшествующий календарный год, с копией квитанции о приеме отчетности налоговым органом / информационное письмо о штатной численности Общества по состоянию на сегодняшний день;
- копию налоговой декларации Общества по НДС за предыдущий отчетный период (первые три листа), с копией квитанции о приеме отчетности налоговым органом;
- копию бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества (а именно копии: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах) за предшествующий календарный год, с копией квитанции о приеме отчетности налоговым органом.
Если по результатам сбора сведений о потенциальном контрагенте из всех возможных источников в Интернете, а также от самого контрагента не хватает каких-то данных, позволяющих дать объективных оценку его возможности осуществлять финансово-хозяйственную действительность, мой Вам совет - воздержитесь от работы с подобным поставщиком, поищите другого более надежного, так как здесь будет уместна русская поговорка:
Скупой платит дважды!
Буду рада, если вышеуказанные практические советы помогут Вам защитить бизнес от налоговых и гражданско-правовых рисков. Оставляйте комментарии и лайки, подписывайтесь на канал!