Пандемия коронавируса сыграла против традиционного обучения и временно закрыла большинство университетов планеты. Сервис Zoom стал заменой обычным аудиториям и внешне все выглядит довольно неплохо. Системы управления обучением (LMS), чаты помогают не терять связь с сокурсниками и преподавателями.
Поэтому многие учащиеся стали задавать вопрос: а есть ли смысл платить огромные деньги за качественное традиционное образование, когда можно получить практически то же самое, но с меньшими затратами?
Плата за обучение включает не только присутствие в учебных аудиториях, но и практические занятия, личные контакты с сокурсниками, обсуждения с преподавателями не только учебных вопросов, саму атмосферу студенчества, о которой почти все вспоминают с теплотой.
В онлайне есть только сам учебный процесс познания и оценки знаний, а вот прочувствовать в полной мере, что такое быть студентом, не получится. Поэтому люди не понимают, почему, обучаясь в онлайне вынужденно, не получая нужных впечатлений и практических занятий, им придется платить за обучение ровно ту же сумму.
Как может измениться оффлайн образование в новых реалиях
Многие университеты мира уже продвигают свои программы онлайн-обучения для определенных групп студентов. Причем проект Coursera или появление отдельных курсов лекций по разным дисциплинам на YouTube можно не учитывать — это добровольные акции для популяризации образования. Например, в некоторых вузах можно обучаться онлайн, получая магистерское образование.
Некоторые европейские университеты выдают после онлайн-обучения диплом, который имеет «срок годности» длиной в несколько лет, что дает возможность работающим людям повысить свою квалификацию менее затратным способом, чем при обычном образовании. После такого обучения человек сам решает, нужно ли ему идти в оффлайн университет, чтобы получить обычный диплом, или по прошествии нескольких лет ценность его онлайн-диплома будет утрачена.
Такие программы для быстрого онлайн-обучения действуют в ВУЗах США и называются Micro Masters – микро-магистратура. Обучаясь на таких условиях, студенты могут повышать квалификацию без отрыва от работы, а университеты, кроме прямого дохода от обучения, получают приток учащихся в будущем.
Как ВУЗы могут распорядиться своими ресурсами, если все перейдут на онлайн-обучение
В процессе традиционного обучения есть два важных момента: здания и сооружения университетов, а также преподавательский состав.
Когда учащиеся занимаются дома, то здания простаивают. Допустим, в будущем большинство ВУЗов так или иначе перейдет на онлайн обучение просто потому что это удобно и выгодно обеим сторонам. Самое распространенное решение — сдача в аренду пустующих площадей — не всегда удачное, хотя можно будет обязать арендатора брать на работу или стажировку успешных студентов.
Более адекватные и реальные решения для ситуации университетской недвижимости следующие:
- Временное использование учебных аудиторий студентами для практических занятий — раз в неделю. То есть, студенты могут собираться для обсуждения и проработки конкретных навыков под контролем преподавателей. Также учащиеся могут реализовывать различные учебные проекты-кейсы, а преподаватель будет модерировать процесс, поправляя, если что-то пойдет не так.
- Регулярные мероприятия с приглашением известных спикеров из разных областей науки и искусства. На такие встречи студенты будут ходить не по принуждению, а именно для саморазвития. Часто такой популярный спикер может дать обратную связь присутствующим, ответить на вопросы, дать рекомендации. Аудитории можно использовать для тренировки навыка публичных выступлений для тех студентов, которые учатся по программам бизнеса и менеджмента.
- Есть вариант сдачи зданий в аренду для коворкингов и офисов разным организациям. Правда, здесь нужно будет учитывать, что арендаторы не смогут менять до неузнаваемости учебные аудитории или кампусы.
А что же делать преподавательскому составу? Ведь лекции можно записать на видео один раз, затем студенты будут смотреть курс, когда потребуется. Нет нужды каждый раз читать одни и те же лекции. В таком случае преподавателям придется учиться самим и создавать новые курсы по учебным предметам, за которые им и будут платить деньги. Это сыграет положительную роль в повышении качества учебного материала и в развитии образования в целом.
Спасибо, что дочитали! Будьте здоровы и берегите себя!
Рекомендую почитать: