Слабая подготовка современных студентов-медиков – одна из наиболее актуальных отраслевых проблем в настоящее время. И самой болевой точкой в образовательном процессе является «экватор» – переход будущих специалистов на клинические кафедры, где, помимо обретения новых знаний и практических навыков, нужно эффективно применять всё то, что было усвоено за 3 года овладения фундаментальными дисциплинами.
Казалось бы, как «наверху», так и среди профессорско-преподавательских составов медицинских вузов нашей страны нет равнодушных к происходящему: за последние несколько лет были переработаны, исправлены и дополнены, исходя из образовательных нововведений, учебные программы. Однако, стоит заметить, далеко не всё изменяется в лучшую сторону: многие предметы «спущены» на предыдущие курсы, а ведь будущие врачи ещё мало знакомы с медициной как таковой. Так, к примеру, курс анатомии человека – основы основ в медицине, сокращён с полутора лет до года, в то время как освоение материала и в течение полутора лет проходит невероятно сложно.
Кроме того, группы студентов зачастую многочисленны, в то время как устав любого медицинского вуза гласит, что в группе, проходящей обучение на клинической кафедре, количество студентов не должно превышать 6-8 человек. В последние же годы средняя их численность составляет 10-12, что, безусловно, в некоторой степени тормозит и усложняет учебный процесс.
И, пожалуй, самое важное: эффективность советской системы высшего медицинского образования во многом держалась на изучении всех медицинских специальностей непосредственно у постели больного. Сейчас же постепенно вводятся симуляционные циклы клинического обучения. Ссылаясь на западную систему образования, где студент не допускается к пациенту, всё больше и больше на клинических кафедрах медвузов нашей страны внедряется отработка практических навыков на манекенах. Однако пока что, к сожалению, далеко не все клинические кафедры московских вузов располагают этим оборудованием, не говоря уже об остальных регионах нашей страны.
Тем не менее, это – огромный плюс. Но полностью отходить от общения студентов с больными, видимо, не совсем правильно. Ведь в нынешних условиях, когда отношения кафедры с базой, где она располагается, далеко не всегда идеальны, студентам практически закрыт доступ к пациенту, что, в свою очередь, безусловно, в некоторой степени компенсируется будущим специалистам в процессе обучения в ординатуре, но, всё же, в общем и целом, отнюдь не способствует их профессиональному развитию.
Хорошо, когда у руководства кафедры хорошие отношения с администрацией клинической базы и сотрудниками курируемых кафедрой отделений. В идеале городские врачи, включая заведующих отделениями, должны идти навстречу кафедре в плане демонстрации того или иного больного студентам. Равно как и кафедра должна оказывать консультативную помощь практическим врачам по ведению пациентов.
К сожалению, такие кафедры – одни из немногочисленных островков медицинских вузов, где студенты в полной мере получают настоящее клиническое образование. В настоящее время ректорами медвузов брошены все силы на создание университетских клиник, где и лечебный, и учебный процессы будут целиком и полностью зависеть исключительно от сотрудников кафедр.
Пока же – всё остаётся так, как есть: профессора и доценты в большинстве своём зависят от главных врачей. Если теоретические кафедры ни от кого не зависят, и студенты, выходя оттуда, выносят (при соответствующем отношении к учёбе) необходимые знания для погружения в мир клинических дисциплин, то что же касается 4-6 курсов обучения – здесь многое зависит от отношений кафедры с больницей или поликлиникой, на которой она базируется. Это прискорбно.