Торговые центры имеют привычку менять собственников: самые дорогие из них в прошлые годы продавались в Москве и Санкт-Петербурге за 1-1,5 млрд долларов. Столько инвестиционные фонды и банковские структуры платили за ТРЦ "Галерея" и ТРЦ "Метрополис". В последнее время стало модным выставлять, в том числе и крупные торговые объекты на популярных досках объявлений.
Но речь шла об объектах районного и окружного значения за несколько сотен миллионов рублей, иногда - несколько миллиардов рублей. Вчера новостные агентства сообщили о невиданном ранее по размерам объявлении: на "Авито" появилось объявление о продаже торгового центра за 93 (!) млрд рублей. Собственник сообщил в беседе с корреспондентом "срочно нужны деньги". Впрочем, скоро объявление исчезло с сайта.
Но десятки других продолжают висеть. Продается знамеитая «Садовая галерея», которую оценивают в 3 млрд рублей, или ТЦ «Март» за 1,5 млрд. На «Авито» есть актуальные предложения по продаже торговых центров в Москве (540 млн рублей), Краснодаре (390 млн), Самаре (250 млн) и других регионах страны.
Владельцы известных торговых центров в Москве и регионах распродают недвижимость, предвкушая кризис, равному которому не было в истории торговых центров в стране.
Накануне стало известно о том, что в России торговые центры могут освободить от налога на имущество, что позволит владельцам моллов сэкономить десятки и сотни миллионов рублей. Инициатива рассматривается как еще одна мера поддержки бизнеса. Изменения предлагается внести в налоговый кодекс.
В последние месяцы шло активное обсуждение проблемы взаимоотношений и расчетов между собственниками торговых центров и арендаторами, которые оказались в ситуации, когда работать нельзя, выручки нет, а арендная плата и другие расходы никуда не делись. Сколько бы ни говорили владельцы ТЦ о предоставлении льгот и арендных каникул, многие из них (включая самые самые дорогие и прибыльные объекты) так и не пошли на уступки своим арендаторам.
В результате в России был принял закон, позволяющий арендаторам расторгать договоры аренды в одностороннем порядке, причем без штрафных санкций как это было в прошлом. В итоге малому и среднему бизнесу пошли навстречу (хотя понятно, что многие все равно не переживут кризис и даже самые крупные игроки будут оптимизировать сети), ну и сами торговые комплексы рискуют открываться полупустыми.
Представители отрасли теперь не смогут сдержать арендаторов, которые будут стремиться всеми силами закрывать нерентабельные точки. Если для малого бизнеса это может быть закрытие для спасения, когда на счетах остались нули, то для среднего - отличный вариант для того, чтобы оставить в работе только самые эффективные магазины и поработать над рентабельностью.
Таким образом, летом, когда торговые комплексы начнут работать, можно ожидать массового исхода арендаторов и, как следствие, падения арендных ставок. Потому что найти новые магазины на место ушедших будет очень не просто. Россияне какое-то время будут отказываться от привычного шопинга и продолжать покупать онлайн. А значит, продажи в физическом ритейле будут еще долго восстанавливаться до прежнего уровня.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что торговые центры будут все чаще выставлять на продажу. Может быть, сделки за сотни млрд рублей больше не будут анонсироваться на досках объявлений. Но вчерашняя новость весьма показательна для рынка, который ждут самые сложные времена.