В 1910-х годах сформировался кружок молодых поэтов, изначально близких к идеям символизма (литературного течения Серебряного века, к которому относятся Брюсов, Бальмонт, Блок и другие). Однако вскоре они отдалились идейно от своего источника вдохновения. Поэты Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам и другие авторы объединились под крылом «Цеха поэтов». «Цех» и стал колыбелью акмеизма на период его становления и развития.
Сам Гумилев открывает статью, посвященную акмеизму, следующими словами:
Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает. <…> На смену символизму идет новое направление, <…> требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме.
То есть поэт буквально противопоставляет новое движение старому. В его словах видно чувство несправедливости перед убеждением последователей символа в невозможности объяснения оного.
В целом, именно в стремлении исправить эту ошибку и заключается литературная роль акмеизма. Это течение материализма, точности и понятности. При этом творческое сознание, взгляд на роль автора как на высшую, формы и приемы перешли прямиком из символизма, то есть изменениям подвергся лишь пункт о воспевании недосказанности.
Стоит отметить также, что акмеизм трудно представить однородным направлением. У него не было собственной идеи и законов, помимо вышеуказанной тяги к материальности. Потому поэзия каждого отдельно взятого члена того же «Цеха» - вещь индивидуальная в своем стиле.
Возможно, поэтому движение не получило должного развития в дальнейшем, так и оставшись «исправлением ошибок» символизма. Однако это ни в коем случае не умаляет вклад поэтов в развитие стихотворного модерна, вклад в культуру и историю страны. Акмеизм – самое взрослое, на мой взгляд, направление тех времен, не смотря на его идеологическую пустоватость. Идеал акмеистов прошел проверку временем и потому не выглядит наивно или глупо уже сейчас. Этого я не могу уже сказать, например, о символистах. Впрочем, то мое личное мнение, как автора статьи, и вы в праве с ним не соглашаться.
Время шло, а тяга к новым переменам все росла. Чуть позже акмеизма на литературной трибуне прогремел эпатажный и громовой возглас футуризма. Но это совсем иная история.