«Жанр детского кино в стране практически разрушен. Но это один из самых важных сегментов. И его обязательно нужно поддерживать».
Новости об отменах и переносах всего на свете продолжают поступать ежедневно. Пока что не понятно, когда кончится кризис, но в киноиндустрии уже начинают подсчитывать возможные убытки и искать пути решения проблемы. Наряду с авиацией, туризмом и общественным питанием, кино — та сфера экономики, которая из-за нового короновируса и всеобщего карантина пострадает особенно сильно. В России закрылись все кинотеатры. Онлайн-платформы предложили или бесплатный доступ, или серьезную скидку за подписку. Сейчас все ждут, когда фильмы можно будет вернуть в кинотеатры, чтобы продавать на них билеты.
Наш корреспондент поговорила с директором прокатной компании «Кинологистика», Анатолием Сергеевым, о том, какова в настоящий момент деятельность компании, что изменилось в работе, с учетом нынешней экономической ситуации и изоляции? Как изменится прокат после завершения карантинного режима, или же наступит новая эра кинопроката?
Анатолий, вы, несмотря ни на что, ведете активную работу по подготовке к прокату фильмов, которые планировали выпустить в мае-июне. Видимо, сроки их выхода в прокат придется пересмотреть? И что это за фильмы? Какие у Вас общие прогнозы насчет длительности всеобщей изоляции?
Все мы сейчас существуем в тотальном неведении, планировать что-то сложно. Официально мы не знаем, будет ли продлен карантин, но готовы к такому развитию событий. Мы работаем над пакетом фильмов, которые были приобретены до начала карантина. Особенность работы кинопрокатной компании в том, что нужно планировать график релизов заранее, иногда за год наперед знать, что будет выходить в прокат. Поэтому в работе всегда ряд картин. У нас их больше десяти. Все нужно дублировать, адаптировать, прежде всего, качественно проработать перевод и диалоги. Я себе ставил амбициозный план по изучению и обработке 30 писем в день, но уже который день с ним не справляюсь. Кризис заставляет людей двигаться. Электронная почта сейчас единственный способ коммуникации с международными компаниями. Каждый день приходят десятки предложений рассмотреть то или иное кино для приобретения.
Во всем есть свои позитивные моменты, которые нужно постараться разглядеть. Какие вы видите позитивные в происходящем сейчас? Увеличилось ли количество онлайн просмотров, например?
Безусловно, для владельцев онлайн сервисов все складывается хорошо. Да и дистрибьюторы, выпустившие много фильмов в онлайн до карантина, увидят дополнительную монетизацию, правда больше по итогам второго квартала. Мы не из числа тех компаний, которые заготовили пачку фильмов для онлайна, поэтому пока мы только радуемся за коллег из отрасли. Шампанское приготовили, но пока не открывали.
Прогнозы дело неблагодарное, но вернется ли тот же зритель в офлайн прокат после завершения карантинного режима или же наступит новая эра проката?
Исходя из информации, полученной от экспертов, моих партнеров, коллег и друзей из кинотеатров и прокатных компаний традиционный кинотеатральный прокат не сразу, но постепенно будет приходить в себя. Чем дольше кинотеатры будут закрыты, тем сложнее будет вернуться к показателям проката «до карантина». Кинотеатры откроются в разнобой – так же, как они и закрывались. Зритель пойдет в кинотеатры робко, осторожно, постепенно и главное, чтобы бы ему был предложен интересный разномастный репертуар. Многие прокатчики сдвинули крупные релизы на осень. Так вот к масштабным релизам осени, к большим блокбастерам начнет возвращаться и основной массовый зритель.
Что касается проката детских и семейных картин? Будете ли Вы, по-прежнему, этим заниматься? И что изменилось именно в этом сегменте детского и семейного кино?
За последние 2 года прошла серьезная сегментация этого жанра. Раньше зрители были готовы смотреть практически любую анимацию. Но из-за экономической ситуации, они почти перестали экспериментировать с неизвестными брендами/персонажами/оригинальными историями и все чаще стали голосовать рублем в пользу студий-мэйджоров. Проекты студий «Дисней», «Universal» показывают высокую посещаемость даже спустя месяцы после начала проката. Поэтому посещаемость альтернативной анимации серьезно просела. Качественная независимая мультипликация по-прежнему может быть востребована, но риски слишком высоки. За последний год многие дистрибьюторы потеряли десятки миллионов рублей на покупке и прокате подобного контента. При заключении сделок они были уверены в их потенциале, но правила игры резко изменились. Мы тоже несколько раз серьезно обожглись и поэтому пересмотрели свои приоритеты.
Что лучше идет в прокате – анимация или кино? Складывается впечатление, что современные дети хуже воспринимают истории с актерами в кадре?
Все зависит от качества картины, от истории и ее реализации. Нельзя сказать, что в российском сегменте игрового детского кинематографа, сейчас все прекрасно. За последние годы мы участвовали в выпуске детских региональных проектов: «Водяная», «Бегство рогатых викингов», «Услышь меня». Несмотря на то, что уровень этих картин далек от совершенства, стоит признать, что ребята, участвовавшие в их создании, были по-настоящему счастливы и вдохновили тысячи других детей. Отвлекли их от менее интересных и продуктивных занятий, возможно. Какие-то детские картины снимаются в Якутии на основе местной литературы и демонстрируются на экранах в республике, не выходя на российский уровень.
Что касается российского кластера, яркими примерами последних лет являются «Частное пионерское-3», «Последний богатырь» и «Домовой». Абсолютно разные по своему бюджету, стилю и прокатной судьбе. В «Домовом» отличные спецэффекты и актерский состав, но довольно жестокая история и диалоги на грани. «Частное пионерское-3» снят на стыке современного и советского ретро кинематографа, в прокате оказался практически незамеченным. Про «Богатыря» Вы все знаете, фильм прошел с невероятным успехом. В скором времени на экраны выйдет вторая часть, которую тоже ждет большая касса, а там и триквел на подходе.
Детский кинематограф должен быть представлен более масштабно, фильмов должно выходить как минимум в 10 раз больше. Ведь именно детское кино создает у юных зрителей желание связать свою жизнь с этим искусством. Когда дети смотрят фильмы с их сверстниками, они понимают, что в жизни может быть больше ярких красок, что все возможно, что и они могут заниматься кино и творчеством. Не хотелось бы использовать педагогический лексикон, но просмотр детского кино несет важнейшую воспитательную функцию. Это один из самых важных сегментов. И его необходимо поддерживать на государственном уровне.
Не секрет, что современный зритель очень изменился за последние годы. Как Вы считаете, в какую сторону? Сложнее ли его удивить? И Ваше мнение: что современный молодой зритель ждет в кинотеатрах, какое кино?
Это очень интересный и сложный вопрос. Я выскажу несколько, возможно, парадоксальных мыслей: мне кажется, что предпочтения зрителей меняются если не каждый месяц, то ежеквартально, и предугадать их все сложнее. Если вспоминать методологию психолога Клода Рапая и попробовать выделить некий общий код кинопрокатных успехов последних лет, то это будет «Ностальгия».
Если посмотреть на кассовые сборы, лидирует кино, которое не просто имеет масштабную рекламную кампанию во всевозможных СМИ, но строится на сюжете и героях, интересных большему числу зрителей, разным возрастным группам. Если проанализировать фильмы «Движение вверх», «Т-34», то можно найти в них привлекательные элементы для разных групп населения. В них есть то, что заставило пойти в кинотеатр тех, кто не имеет такой привычки, или делает это крайне редко. Такие ленты играют на патриотических чувствах, на гордости за принадлежность к стране и народу, потрясающе сняты и полны острых эмоций и самой настоящей ностальгии.
Я знаю, что Вы занимались прокатом совсем, на первый взгляд, не коммерческих картин: например, «Это не навсегда» – картина про детский дом. Зачем Вам это нужно? Это миссия определенная?
Когда я посмотрел фильм «Это не навсегда», то просто захотел помочь этой картине и ее создателям. Было чувство, что нужно сделать все возможное, чтобы фильм увидели, как можно больше людей. И взрослых, и детей. И если фильм поможет кому-то сделать в будущем правильный выбор, принять важное решение – это большое дело. И за это, прежде всего, надо благодарить создателей картины.
Беседовала Юлия Сергеева