Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Через тернии – к власти: портреты герцогини Мальборо.

Оглавление
Герцогиня Мальборо (справа) играет в карты со своей ближайшей подругой леди Фицхардинг. Готфрид Кнеллер, ок. 1702
Герцогиня Мальборо (справа) играет в карты со своей ближайшей подругой леди Фицхардинг. Готфрид Кнеллер, ок. 1702

Давно мы не говорили о выдающихся женщинах, занимающих особую роль в истории и искусстве. Одной из них была беспринципная герцогиня, фактически управлявшая делами при королеве Анне Стюарт, и это – Сара Черчилль.

Сару Черчилль,а в последствии – герцогиню Мальборо, считают одной из самых влиятельных женщин в истории. Будучи фавориткой принцессы, а затем, королевы Анны (слегка неуравновешенной и болезненной особы), она решала важные государственные вопросы и устраивала жизнь своего окружения через влияние на королеву.

Сара была невероятно обаятельной и, что не менее важно, умной, во всех смыслах способной женщиной. Она стремилась к власти, умела использовать свои сильные стороны, хотя для женщины 17 века это, как правило, мало что решало. Но только не в случае Сары Черчилль.

Портрет королевы Анны Стюарт. У. Уиссинг
Портрет королевы Анны Стюарт. У. Уиссинг
Совершенно незаслуженно, женщины в ту эпоху были ограничены в правах и возможностях, не считая монарших особ, разумеется. Именно близость к королеве помогла Саре притворить в жизнь многие свои амбиции. А художники оставили нам несколько ее живописных изображений.

Но самый популярный (и официальный портрет) принадлежит кисти Готфрида Кнеллера – британского портретиста немецкого происхождения.

Г. Кнеллер "Сара Черчилль, герцогиня Мальборо".
Г. Кнеллер "Сара Черчилль, герцогиня Мальборо".

Его нельзя назвать парадным изображением, Сара на нем без регалий, обилия украшений и даже без шикарного платья. На ней достаточно простое голубое платье с приятным отливом поверх белой рубашки. Простая прическа и фон, уходящий вглубь к правому краю, где мы видим деревья и облака на слегка подсвеченном вечернем небе.

Оказавшись «у власти», Сара занимала довольно серьезные должности, одна из которых – хранительница кошелька королевы. Близкие отношения с Анной Стюарт позволяли Саре не только благополучно копить на собственное шикарное поместье, но и решать политические вопросы. Разногласия в этих вопросах между ними позже стали слишком явными, но рассорились правительницы по другой, более личной причине.

Сара Черчилль, герцогиня Мальборо. Чарльз Джервас
Сара Черчилль, герцогиня Мальборо. Чарльз Джервас

Еще один портрет, более раскованного характера – Сара в алом платье. В этом ее изображении больше величия, художник обыграл окружающий пейзаж таким образом, чтобы показать ее могущество над окружающим миром. Взгляните, как левый край картины превращается в миниатюрный самостоятельный пейзаж, на фоне которого Сара выглядит великаншей (скорее в переносном смысле, разумеется).

Сара Черчилль (урожденная Дженнингс), герцогиня Мальборо. Готфрид Кнеллер (предположительно).
Сара Черчилль (урожденная Дженнингс), герцогиня Мальборо. Готфрид Кнеллер (предположительно).

Третий портрет, который мы рассмотрим, выполнен в более сдержанной палитре, Сара все также в простом платье с отливом, но теперь на ее поясе красуется ключ. И он там выписан художником не случайно, конечно. Этот ключ – символ возможностей, привилегий заходить туда, куда не каждому смертному позволено, и брать за метафорическими дверьми то, что недоступно другим.

Герцогиня Мальборо была выдающейся, остроумной женщиной, которая смогла выдержать серьезную политическую игру, и занять достойное место в истории благодаря дальновидной стратегии и собственным незаурядным способностям.