Давно мы не говорили о выдающихся женщинах, занимающих особую роль в истории и искусстве. Одной из них была беспринципная герцогиня, фактически управлявшая делами при королеве Анне Стюарт, и это – Сара Черчилль.
Сару Черчилль,а в последствии – герцогиню Мальборо, считают одной из самых влиятельных женщин в истории. Будучи фавориткой принцессы, а затем, королевы Анны (слегка неуравновешенной и болезненной особы), она решала важные государственные вопросы и устраивала жизнь своего окружения через влияние на королеву.
Сара была невероятно обаятельной и, что не менее важно, умной, во всех смыслах способной женщиной. Она стремилась к власти, умела использовать свои сильные стороны, хотя для женщины 17 века это, как правило, мало что решало. Но только не в случае Сары Черчилль.
Совершенно незаслуженно, женщины в ту эпоху были ограничены в правах и возможностях, не считая монарших особ, разумеется. Именно близость к королеве помогла Саре притворить в жизнь многие свои амбиции. А художники оставили нам несколько ее живописных изображений.
Но самый популярный (и официальный портрет) принадлежит кисти Готфрида Кнеллера – британского портретиста немецкого происхождения.
Его нельзя назвать парадным изображением, Сара на нем без регалий, обилия украшений и даже без шикарного платья. На ней достаточно простое голубое платье с приятным отливом поверх белой рубашки. Простая прическа и фон, уходящий вглубь к правому краю, где мы видим деревья и облака на слегка подсвеченном вечернем небе.
Оказавшись «у власти», Сара занимала довольно серьезные должности, одна из которых – хранительница кошелька королевы. Близкие отношения с Анной Стюарт позволяли Саре не только благополучно копить на собственное шикарное поместье, но и решать политические вопросы. Разногласия в этих вопросах между ними позже стали слишком явными, но рассорились правительницы по другой, более личной причине.
Еще один портрет, более раскованного характера – Сара в алом платье. В этом ее изображении больше величия, художник обыграл окружающий пейзаж таким образом, чтобы показать ее могущество над окружающим миром. Взгляните, как левый край картины превращается в миниатюрный самостоятельный пейзаж, на фоне которого Сара выглядит великаншей (скорее в переносном смысле, разумеется).
Третий портрет, который мы рассмотрим, выполнен в более сдержанной палитре, Сара все также в простом платье с отливом, но теперь на ее поясе красуется ключ. И он там выписан художником не случайно, конечно. Этот ключ – символ возможностей, привилегий заходить туда, куда не каждому смертному позволено, и брать за метафорическими дверьми то, что недоступно другим.