«Бисмарк» против «Худа»
Ровно 79 лет назад, 24 мая 1941 года, состоялось морское сражение двух крупнейших кораблей в истории. В бою сошлись британский линейный крейсер «Худ» (HMS “Hood”) и немецкий линкор «Бисмарк» (“Bismarck”).
Английский линейный крейсер «Худ» долгое время был самым крупным кораблём в мире. Спущенный на воду под конец Первой мировой в 1918 году, «Худ» являлся флагманом бригады британских линкоров, гордости «владычицы морей». И только в 1939 году, когда на воду был спущен «Бисмарк», лидерство перешло к Германии.
Командование Кригсмарине в начале Второй мировой войны ещё делало ставку на крупные надводные корабли. Предполагалось, что скоростные и хорошо вооруженные гиганты будут прорываться в Мировой океан и сеять страх и ужас, усугубляя положение изолированных британских островов. Успешный рейд тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», который с октября 1940 по апрель 1941 года рейдерствовал в Атлантическом и Индийском океанах, убеждал немцев в правильности этого решения.
В мае 1941 года Кригсмарине решает выложить свой главный козырь и выпускает в океан линкор «Бисмарк». В паре с тяжелым крейсером «Принц Ойген» (“Prinz Eugen”) два немецких гиганта должны были нарушить морские коммуникации в Атлантике.
Впрочем, с самого начала похода что-то пошло не так. Прорваться в Атлантику, минуя узости вокруг Британских островов незамеченными не удалось. Об обнаружении немецких кораблей первыми сообщили нейтральные шведы, затем их обнаружили британские самолёты.
В погоню за «Бисмарком» и «Ойгеном» были брошены мощнейшие силы британского флота: несколько линкоров, крейсеров и авианосцев, большое количество эсминцев. В море вышел командующий британским флотом адмирал Джон Тови.
Рано утром 24 мая 1941 года пара немецких кораблей максимально сблизилась с британской эскадрой в составе двух гигантов: «Худ» и «Принц Уэльский». Первые залпы прозвучали, когда немецкие и британские корабли находились еще на расстоянии 22 километров друг от друга. Артиллеристы с обеих сторон стреляли очень метко: так, «Худ» был накрыт уже вторым залпом немцев, а в «Бисмарк» британцы попали с шестого залпа.
Несмотря на огромное расстояние, артиллеристы «Бисмарка» совершили невозможное: пятым залпом немцы крайне удачно попали в «Худ», поразив на британском корабле хранилище боезапаса.
«Два снаряда второго залпа с «Принца Ойгена» попали у левого борта «Худа», а третий в палубу рядом со 102-мм орудием. Затем вверх поднялся огромный столб огня в кормовой части по левому борту «Худа» в районе 102-мм орудия. Затем я увидел огромный столб огня высотою с грот-мачту. Страшный блеск на несколько секунд ослепил меня, и когда я снова смог смотреть через окуляры, то увидел большую тучу чёрного дыма и как в воздухе летел 15-дюймовый ствол с куском конструкции, напоминавшей крышу башни» - сержант морской пехоты Т. К. Брукс (старшина 133-мм башни линкора «Принс оф Уэлс»).
Гордость британского флота, огромный линейный крейсер «Худ» затонул за пару минут, переломившись пополам от страшного взрыва. Погибли 1415 моряков, чудом удалось спастись лишь троим.
А немецкий колосс – линкор «Бисмарк» серьезных повреждений от британских снарядов не получил и легко оторвался от преследователей. Впрочем, небольшое повреждение хранилища топлива стало для «Бисмарка» роковым. Именно по нефтяному следу немецкий линкор удалось впоследствии выследить, атаковать сначала с самолётов авианосца «Арк Ройял», а затем, после повреждения рулей, неподвижного немецкого гиганта методично расстреляли основные силы британского флота во главе с линкорами «Родней» и «Король Георг V», при участии многочисленных крейсеров и эсминцев. Второй немецкий корабль, "Принц Ойген", ушёл в немецкие порты во Франции.
«Бисмарк» погиб 27 мая, унеся с собой на морское дно более 2000 немецких моряков. Удалось спасти лишь 116 человек и одного немецкого кота, которому дали кличку «Непотопляемый Сэм». О невероятной истории этого кота мы ранее писали в нашем паблике.
Гибель крупнейшего корабля немецкого флота – линкора «Бисмарк» – сильно изменила дальнейшую судьбу крупных надводных кораблей Кригсмарине. Его систершип, «Тирпиц», практически всю войну отстаивался в портах из опасения потерять последний крупный корабль в море.
Вместо немецких морских гигантов на арену вышли маленькие и незаметные убийцы – подводные лодки. Более тысячи подводных лодок Кригсмарине практически поставили Британию на колени, и лишь мощный технологический скачок позволил британцам и американцам одолеть угрозу из-под воды.