Светлой памяти моей учительницы истории...
Осиповой Александре Сергеевне посвящаю.
Александра Сергеевна.... Встретить такого учителя это великое счастье. Человек, личность, педагог...
Её личными усилиями был организован музей в моём родном посёлке, где прошло моё детство.
Александра Сергеевна разыскала родных нашего земляка, который жил и работал некоторое время в поселке, Героя Советского Союза Лаухина А К., добилась назвать в честь него улицу нашего посёлка. Повезла всех ребят - тимуровцев на встречу с родными Лаухина. Возила нас в Ульяновск, в город Ленина. Организовывала разные экскурсии.
А какие уроки истории вела Александра Сергеевна! Любая тема это было целое событие в жизни. Картины, плакаты, диафильмы, встречи с интересными людьми, экскурсии. Таких учителей сейчас наверное нет....
Это было в 9 классе. Из добрых и открытых детей, большинство моих одноклассников превратились в жестоких, циничных и наглых подростков. Хамили учителям, безобразно вели себя на уроках. С особой наглостью вели себя на уроках Александры Сергеевны. Человек она была очень добрый, идейный, уважала нас, видела в нас личности. Вела она у нас историю с 4 класса. Так что мы росли у неё на глазах. Она учила ещё наших родителей. Мы были для неё как родные. Но разве могли тогда это осмыслить глупые головы, ещё пустые души...
Я как-то не выдержала безобразий и шума на уроке истории, подбежала прямо посреди урока к самому наглому однокласснику, и стала бить его книжкой. На что он глумливо смеялся, пытался обнять меня и посадить к себе на колени и выкрикивал похабные шутки.
Я пыталась вытолкать этого скота из класса... И заплакала от бессилия...
Александра Сергеевна лишь сказала мне:
Надя, ради трёх - четырёх пар думающих глаз и горящих сердец я буду вести свои уроки, не взирая на шум и безобразное поведение. Ради этого я прихожу в школу. И это никогда не будет напрасным трудом.
Как-то был какой-то урок по истории. Где сами ученики должны были вести урок истории, с творческим подходом. Предварительно Александра Сергеевна раздала нам дополнительные материалы и литературу по которой готовиться к уроку.
У меня был рассказ Ильи Эренбурга ,,Трубка коммунара".
Этот рассказ потряс меня. Такие чувства всколыхнулись в моём 15-летнем сердце...
По обыкновению, и в этот день в классе царил бедлам, шум и неуважение к учителю и одноклассникам. Были несколько человек, которые сидели в первых рядах и тянулись к знаниям. Слава Богу, они были...
Выступления первых ребят было практически не возможно расслышать. Те, у кого была совесть и тяга к знаниям, просто подвинули стулья к доске и слушали выступающих.
Я выступала последней. Под рёв толпы я вышла к доске.
- Давай Вася! Расскажи нам! Валяй зубрила!
Александра Сергеевна с таким теплом посмотрела на меня и слегка кивнула. За несколько дней я выстрадала этот рассказ.... Он жёг мне душу, я постоянно думала о прочитанном.
Я стояла возле доски. Лицо моё было румяным, щёки горели. Голос дрожал, но был звонким.
Я начала рассказ... Дыхание сбивалось, тембр голоса нарастал.
И тут, я увидела, что вся оголтелая галёрка в классе притихла и слушает меня. Треск люминесцентных ламп лишь сопровождал мой рассказ.
Я жила в этом рассказе. Говорила и говорила, впиваясь глазами в каждого, пронзая взглядом каждое сердце, буравя их совесть своими зрачками...
Когда я говорила о гибели маленького Поля Ру... Мой голос надломился, лопнувшей струной... Я не могла сдерживаться...
Я заплакала перед всем классом. Заплакали и другие девочки. Мальчишки смотрели на меня, блестящими глазами, сдерживая по-мужски слёзы...
Вытирая лицо фартуком, срывающимся голосом я закончила рассказ.
Оглушающая тишина была в классе. Многие сидели, опустив голову к парте... А я так и стояла возле доски, красная, заплаканная, в белом фартуке, заменившем мне носовой платок.
Александра Сергеевна взяла меня за руку и отвела к моей парте.
Спасибо Надя....
До конца урока в классе была тишина. Александра Сергеевна была счастлива, счастьем учителя, который увидел плоды своего труда.
Этот урок я запомнила навсегда. Это был урок жизни... Прошло много лет после школы, но меня до сих пор мучает совесть... Чувство вины перед Александрой Сергеевной... Что не могла прекратить эти безобразия на её уроках, чувство стыда за чужие поступки.
Но я помню её слова -
труд учителя не будет напрасным, если есть дети, которым это нужно и важно.
Вечная и светлая память Александре Сергеевне....
Простите меня...
Ваша Белая ворона ♥️