Каннский кинофестиваль 2019 был ознаменован не только первым за 10 лет приездом Тарантино, но и возращением в «отчий дом» канадского вундеркинда Ксавье Долана. Его шестой по счету фильм «Это всего лишь конец света» издания разгромили за сутки до официальной премьеры, я тоже тогда в стороне не осталась, писала ревью.
Если кратко- кроме большого кол-ва известных селеб в его фильме не было ничего, ущипнула за сердце только сцена с треком группы “O-zone”, где главный герой в детстве катается на плечах старшего брата.
С тех пор много воды утекло - новый фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» критики разгромили тогда в пух и прах (Долана всю его карьеру ругают за самоповторы)
Нашему юному дарованию оставалось только одно- вернуться на взрастивший его фестиваль и показать, что он готов соревноваться с ведущими режиссерами без каких либо поблажек на возраст.
Сюжет.
Компания закадычных друзей, где всем, как и самому Ксавье, уже по тридцать железных лет, собирается в красивом загородном домике на озере. Веселье заканчивается примерно на том моменте, когда к комнату заходит младшая сестра одного из приятелей, по заданию ей в срочном порядке необходимо снять короткометражный фильм.
В ее кино нет остросюжетных поворотов, зато в главной сцене должны поцеловаться две девушки, но так как девушек они не нашли, заменить их неожиданно попросят Матиаса (главного семьянина в компании) и его татуированного друга -Максима.
Второй на удивление быстро соглашается на это действо, а первого заставят это сделать в результате проигранного спора.
Постановочный поцелуй, а затем долгая ночь в одной кровати заставляет героев кардинально пересмотреть свое отношение друг к другу и к самой жизни.
Умозаключение.
«Матиас и Максим» — это на удивление самый нежный экспириенс канадского вундеркинда: уже привычные нам с «I killed my mother” ссоры главного героя с матерью, клиповый монтаж и крупные планы порадующие фанов.
До конца все таки не ясно- пытается ли Долан намерено угодить аудитории, или же он действительно вырос из своего родного амплуа. Лично мне хочется верить что все действо на экране это попытка закольцевать первый этап своего творчества и пока неуверенный но шаг вперед.
Тему «принятия себя» примерил на себя сам Долан, точнее, его лицо с алым родимым пятном под глазом: ему оно точно не мешает, но факт его существования иногда тревожит.
Напившись в местном баре он представляет себя в зеркале без этого пятна, думая, что жизнь сложилась бы иначе.
Кино закаленное множеством проблем, но совсем не ищущее их решения.
Интересно что поцелуй главных героев является отправной точкой в новый мир, но при этом режиссёр оставляет его за кадром и мы видим только сменяющиеся сцены. Без интима и напускной пошлости Долан рисует иную картину, которую зритель прежде не видел ни в одном его фильме.
Кино о борьбе с кризисом тридцатилетия, осмысление настоящего и разрушение дружбы более глубокими чувствами.
Видела интервью с фестиваля, где Долан заявил что никогда в своей жизни не состоял в серьезных отношениях, или они заканчивались на плохой ноте. Поэтому можно сделать такой вывод, что этот фильм больше о дружбе, которая всегда была пронизана через всю жизнь.
Самые серьезные отношения Долана с которыми он пойдёт до конца- его отношения с кино, которое он боготворит. Он сам монтирует, в нем же снимается и питает своей энергией. ну не может же не влюблённый человек заниматся таким ответственным делом. Он уже заключил узы с кинематографом.
Один персонаж фильма строит карьеру в серьёзной фирме, ловко меняя деловые костюмы, а второй живет с матерью, которая ограничивает его свободу.
И кажется, что даже разный социальный статус или поездка в Австралию - всё это лишь временные трудности и пустяки и реальной любви всё нипочём. Но кто не струсит? Будут ли герои вместе, если оба не умеют показывать свои чувства?
Долан заставляет своих героев усомнится во многих установках: реальна ли любовь Матиаса и его жены? Так ли сильно Максим хочет уехать из Квебека в Австралию? А может герои всегда были так близки друг к другу и они этого не замечали?
Прокручивает режиссёр не только эти 3 вопроса но и в целом мысли нашего поколения, которые из года в год выстраивают почти что одну систему ценностей где семья необязательна , наравне с детьми и регулярным сексом.
Он воздвигает на пьедестал гиперсвободные и даже асексуальные отношения, карьеру и постепенно вытесняющую семью дружбу.
Лично мне всегда нравился Долан именно своей неподдельной искренностью и гребаным культом себя самого, в этом, как мне кажется, и была его главная фишка, его за это бранят, но именно этим он и пошатнул мир кино.
Итожик.
«Матиас и Максим» точно не оставит равнодушным не одного преданного фаната Ксавье, при этом найдёт новых зрителей которые совершенно точно влюбятся в 35-миллиметровую картинку и финальную душещипательную сцену.
Ах да, саундтрек.
Думаю не стоит тысячу раз повторять о потрясающем музыкальном вкусе Ксавье во всех его картинах, «Матиас и Максим» не исключение.