В английской сельской глубинке группа добровольцев, занятая изучением укромных уголков многовекового усадебного дома, обнаружила нечто удивительное: под половицами пыльной чердачной комнаты затаился артефакт, прекрасно сохранившийся и рассказывающий нам о жизни в 17-м веке.
История этой английской усадьбы восходит к 1445 году, когда началось её строительство в Севеноксе. Затем, около 11 лет спустя, архиепископы Кентерберийские захватили власть и превратили дом в изысканный дворец в средневековом стиле – что поспособствовало в дальнейшем становлению этого монументального сооружения, ставшего легендарным в истории Англии.
Известный как Ноул-хаус, великий дом стоял в течение некоторых самых смутных периодов в английской истории. С начала 17-го века усадьба была в руках влиятельной семьи Сэквилл. Стремясь продемонстрировать свое богатство, они постепенно добавляли в здание грандиозные выставочные залы.
Затем, почти 350 лет спустя, четвёртый барон Сэквилл передал огромную собственность Национальному тресту - британской благотворительной организации, целью которой является сохранение зданий, имеющих историческое значение. И, постепенно, организация приступила к важной задаче - открытию владения для публичного посещения.
В 1967 году, однако, Ноул-хаус стал известен как место съёмки видеоклипа на песню «Strawberry Fields Forever» легендарной четвёрки The Beatles. В рекламном ролике можно увидеть культовую группу, карабкающуюся по могучему вековому дубу, расположенному на территории усадьбы. И, что удивительно, в течение 50 лет фанаты все ещё совершают паломничество в этот дом, чтобы вычислить то самое дерево.
Сегодня седьмой барон Сэквилл живет со своей семьей в одном крыле дома. Тем не менее, имущество все ещё находится в собственности Национального фонда, и благотворительная организация несёт ответственность за содержание поместья. Ноул-хаус с его длинными коридорами, множеством внутренних дворов и лестниц, соединяющих 420 комнат – поддержание порядка в таком огромном владении является трудоёмкой работой, требующей больших финансовых вливаний, армии персонала и добровольцев.
В 2014 году Национальный фонд приступил к реализации амбициозного пятилетнего проекта восстановления Ноул-хаус. Во время предприятия археологи изучили забытые углы под половицами и в промежутках между стропилами. В процессе специалисты обнаружили объекты, которые находились в трещинах на протяжении многих лет.
Обычно те, кто участвовал в реставрационных работах, находили предметы повседневного обихода, такие как окурки и подобный мусор, билеты; они обнаруживали также более практичные предметы, такие как гвозди и остатки проводки. Однако в январе 2017 года Национальный фонд сообщил о появлении более интересных находок.
Человеком, стоящим за этим открытием, был Джим Паркер, член группы по археологии. Он был среди 40 добровольцев, которые прошли специальную подготовку в области археологических исследований и сыграли важную роль в работе, проводимой в Ноул-хаус.
Работая в сотрудничестве с экспертами из Музея лондонской археологии, волонтеры ранее исследовали скрытые пространства в Фресочной галерее, Бальной и Королевской комнатах Ноул-хауса. Но именно на чердаке помещения, называемого Южными казармами, Паркер сделал свою невероятную находку.
Сначала команда обнаружила много обычных для раскопок предметов - кости животных и несколько старых гвоздей. Затем Паркер заметил что-то интригующее. «Я был очень взволнован, увидев несколько листов бумаги, спрятанных под ковриками», - заявил он. И хотя находка была покрыта пылью, Паркер вскоре понял, что он обнаружил что-то особенное.
«Мы поняли, что это [одна из находок] было письмо, написанное рукой человека 17-го века», - продолжил Паркер. «После этого меня прозвали «Джимдиана Джонс »!». Тем не менее, прошло некоторое время, прежде чем эксперты смогли пристально оценить открытие; бумаги были такими старыми, что их нужно было отправить в специализированную лабораторию в Лондоне для очистки.
Итак, после экспертизы писем, специалист по сохранению исторических ценностей Ян Кутаджар начал кропотливую работу по возвращению их в нормальное состояние. Используя комбинацию резиновых порошков, щеток и специальных очистителей документов, он смог восстановить бумаги. Поместив их специальную камеру для размягчения волокон и разгладив затем с помощью бумажного пресса, экспертам всё же удалось должным образом осмотреть предметы, которые в течение сотен лет лежали на чердаке в Ноул-хаусе. Датируемые с мая 1603 года по октябрь 1633 года, эти послания дали захватывающее представление о жизни в поместье 17-го века.
Записка 1633 года оказалась списком покупок, написанным человеком по имени Роберт Дрэйпер. В нем он просит несколько предметов, в том числе сковороду, пожарную лопату, оловянные ложки и greenfish (этим термином обозначалась треска, которая не была засолена) - для отправки в Копед-Холл, усадьбу, расположенную почти в 50 милях к северу от парка Ноул-Хаус. Письмо было написано на дорогой бумаге, и изящный почерк автора предполагает, что Дрэйпер занимал высокопоставленную должность в поместье.
Но как это письмо попало на чердак в Ноул-хаус? По-видимому, Фрэнсис Крэнфилд, дочь владельца Копед-Холл, вышла замуж за Ричарда Сэквилла в 1637 году. Затем, спустя несколько лет, несколько громоздких предметов, включая сундуки с документами, были перенесены из Копед-Холла в дом Сэквилла в Ноул-хаус. На чердаке хранилось несколько вещей; и это объясняет, как эти письма могли там оказаться.
И хотя письмо, написанное в 1603 году, так и не было расшифровано, строительный подрядчик в конце археологических работ обнаружил третий документ, спрятанный в потолке над комнатой верхнего этажа Главной спальни, датированный 1622 годом. Его расшифровка оказалась более трудоёмкой, чем восстановление письма Паркера.
Судя по всему, информация в записке 1622 года была невероятно деликатной. В результате Кутаджару пришлось использовать папиросную бумагу, чтобы восстановить текст, с помощью инфракрасных технологий специалисты смогли частично перевести записку. Это было благодарственное письмо, в котором говорится о каком-то пожертвовании, сделанном для нуждающихся.
Для тех, кто занимается изучение Нул-хаус, документы дали захватывающую попытку заглянуть в прошлое. «Эти письма важны как артефакты, но также и для понимания того времени», - объяснила Натали Коэн, археолог из Национального фонда.
Теперь планируется выставить письма на всеобщее обозрение; это позволит посетителям полюбоваться ценной работой, проделанной как профессионалами, так и волонтерами во время проекта реставрации. «Углубившись в прошлое, мы продолжим раскрывать секреты поместья», - сказала генеральный директор Ханна Кей, - «и в будущем откроем ещё больше интересного в истории этого удивительного дома».