Найти тему

Мышление жертвы. Откуда?

Это только мое мнение. Никого не хочу обидеть, не призываю к баталиям на религиозные темы. Отношусь с огромным уважением к убеждениям и чувствам каждого человека на Земле и надеюсь на такое же отношение к моим размышлениям на разные темы. Прошу обсуждать пост в комментариях максимально культурно и корректно.
С уважением к каждому читателю, автор (Lana MYF).

Немного о восприятии понятия "жертва"

Если провести социологический опрос на тему, что такое мышление жертвы и попросить определить значение понятия «жертва», то можно получить примерно вот такие варианты ответов:

  • Жертва – это униженное существо, потерявшее собственное Я, не способное к самоуважению.
  • Жертва – это сломленный человек, который подвергся внешнему воздействию экстремального характера.
  • Жертва – это кто-то, кто сам себе причиняет страдания ради блага кого-то другого.
  • Жертва — это человек, нуждающийся в помощи из-за того, что попал в тяжелую ситуацию.
  • Жертва – это человек, обладающий определенными чертами характера, которые регулярно провоцируют события, которые причиняют человеку страдания.
  • Жертва – это человек, который старается вызвать жалость у окружающих ради выгоды.

Трудно представить себе человека, который хоть на минуту хотел бы оказаться в положении жертвы. Никто не хотел бы потерять собственное я, не хотел бы быть жалким и нарываться на неприятности, даже стратегия получения выгоды за счет чужого сострадания подавляющему большинству не кажется привлекательной. А уж стать жертвой грабежа или пожара и нуждаться в помощи — это вообще за гранью. Сколько усилий предпринимает человечество в целом и каждый отдельный человек, чтобы минимизировать риски оказаться в положении жертвы агрессора или внезапной катастрофы.

Подсознание

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Но несмотря на это, огромное количество людей на планете Земля живет, действует, принимает решения и делает выборы, оперируя мышлением жертвы. А все потому что человеческому подсознанию мышление жертвы кажется очень привлекательным, а самое удивительное – привычным.

Не верите? Вспомните, сколько раз за день Вы сегодня обиделись и разозлились на правительство, погоду, самого себя, прохожего, соседа. Почему возникает обида или гнев? Потому что в Вашем представлении есть желаемый образ того, как должна разворачиваться Ваша жизнь. Правительство должно быть богатым и справедливым, действовать в интересах народа. Погода должна радовать Вас совпадением с Вашим настроением как минимум, а лучше, если круглый год будет светить солнце, и чтобы обязательно было тепло. Прохожие не должны путаться под ногами, неприятно пахнуть или громко разговаривать на интимные темы, соседа не должно быть видно и слышно, но, если Вам придет в голову идея разделить с ним какое-то время, он должен быть радушен и приветлив и выражать готовность ко взаимодействию. Самые высокие требования Вы предъявляете к себе: к внешности, сообразительности, удачливости, привлекательности для других людей и так далее. Перечислять можно до бесконечности.

Каждый раз, когда Ваше представление о том, как должно быть, не совпадает с тем, как оно есть, Вы чувствуете гнев и обиду, потому что Вы жертва ситуации, которая Вам не по душе. И это только верхушка айсберга.

Жертвоприношения

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Идея благости жертвы имеет корни, глубоко уходящие в прошлое. И она всегда связана с тем, чтобы переложить непосильный груз ответственности на кого-то другого.

Когда-то люди практиковали человеческие жертвоприношения ради того, чтобы получить благословение богов, защиту от пугающих природных сил и таким образом передать ответственность за благополучие общины в руки высших и могущественных сил.

В древневосточных традициях имелся обычай: в карнавальные дни сажать на престол вместо властителя его заместителя из простонародья. Последний не просто наделяется властью и полномочиями, он обладает в течение всего праздничного периода ритуальной вседозволенностью (обжорство, опьянение, нарушение прочих запретов). Но этот заместитель затем подвергается смерти. В этой традиции красноречиво прослеживается перенос проживания нежеланного опыта с ценной персоны на менее значимое существо. Механизм замещения также действует в коллективном обряде убийства, когда соучастники действа убеждены, что освобождают общину от ответственности за грехи, убивая того, кто принял на себя коллективную вину.

Жертва и тот, кто жертвует, — неразделимы, едины, именно поэтому перенос становится возможным. Снятие вины и выражение агрессии всегда приносит облегчение как жертвователю, так и жертве, но и для тех, и для других – это ловушка.

Подсознание помнит, что жертва должна умереть и всегда следует установленным правилам игры, а так как жертва и агрессор неразделимы, то смерть в итоге настигает всех.

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Единство жертвы и агрессора находит свое отражение в идее ритуального саможертвования, когда убийца и жертва буквально тождественны друг другу. Саможертвование встречается не только в древних языческих верованиях, но получила мощное развитие в развитых религиях, например, в христианстве.

С детства нам твердят, что Иисус принес себя в жертву для того, чтобы искупить грехи человечества, что через страдания он стал совершенным и преодолел смерть. Но почему считается, что Иисус совершил саможертвование, если он был распят на кресте по воле другого человека и не самолично прибивал себя гвоздями к распятию? Все дело в том, что он знал о предстоящих мучениях, позволил этому случится, очистил свою человеческую природу через страдания и таким образом получил доступ к абсолютному бессмертию через вознесение. Иисус показал, как осознанный выбор в пользу личного проживания страданий вместо того, чтобы бегать от них, перекладывая ответственность на другого, может вывести из бесконечного круга проживания полюсов дуальности «жертва-агрессор». Путь указан, но многие ли идут по нему?

Для большинства смерть Иисуса на кресте с последующим вознесением всего лишь сделало страдание оплачиваемым, а способность на жертву стало приравниваться к святости и близости к божественному.

Люди либо сторонятся страданий, прилагая огромные усилия к тому, чтобы избежать "несчастливых" событий, либо упиваются страданиями, ожидая уважения других или даже каких-то материально выраженных бонусов. Но почему же все забыли о личной ответственности за себя, о том, что пройдя через свои страдания и горести, не застревая в них на века, каждый может очиститься и стать ближе к божественному?

Подсознание усвоило выгоду страданий и саможертвования, но все еще хорошо помнит, что в конце фильма жертва должна умереть. И в конце концов сценарий сводится к этому финалу.

Гуманизм

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Но дальше еще больше — по планете победоносно зашагал гуманизм. В самом гуманизме нет ничего плохого, а скорее только хорошее. Это тоже попытка сделать сознание человечества более зрелым, отвязав ответственность за совершение хороших поступков от страха неотвратимого наказания высшими силами. Вот определение этого понятия, которое приведено в Уставе Международного Гуманистического и Этического Союза:

«Гуманизм уже несколько сотен лет победоносно шагает по планете. Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира».

То есть буквально это означает, что человек перестает жертвовать богу возможность вести себя плохо в обмен на то, что его жизнь будет вполне приемлемой, без каких-то ужасных и катастрофических потрясений. Вместо этого человек берет ответственность за контроль над собой и своей жизнью на себя.

Но в итоге все вылилось в очень забавный фарс: гуманизм стал дубиной в руках общества вместо кары небесной в божественных руках. Если раньше человек боялся молнии с неба за плохое поведение, то теперь он боится обвинения в том, что он недостаточно гуманное существо, потому не может быть принят обществом.

Механизм поиска жертвы, на которую должна пасть агрессия, запущен самой природой и продолжает действовать независимо от социальных правил.

Чтобы не испытывать чувство вины, община выбирала жертву с какими-либо дефектами, либо инакомыслящего, либо чужака, то есть, не такого, как все. Недостаточная гуманность – подходящий дефект, чтобы быть выбранным жертвой, на которую общество свалит вину за все происходящее, чтобы затем разорвать в ярости пусть даже и символически.

А мы помним, что в подсознании кровью многих поколений написано, что же в конце концов случается с жертвой.