Продолжаю публиковать фрагменты моей книги "Анна Герман. 100 воспоминаний о великой певице". Сегодня - глава, которая родилась благодаря воспоминаниям замечательного русского и советского артиста Эдуарда Анатольевича Хиля. В 1965 году Эдуард Хиль представлял СССР на международном фестивале эстрадной песни в Сопоте. Эта встреча сыграла в его судьбе важную роль...
"…Я впервые услышал Анну Герман в 1964 году, на международном фестивале в Сопоте, когда она исполняла «Танцующие Эвридики». Этот конкурс транслировало советское телевидение, его смотрела вся страна, благодаря чему в один момент Анна Герман стала невероятно популярной, а песня «Танцующие Эвридики» стала суперхитом.
В 1965 году я участвовал в этом же конкурсе, представлял Советский Союз. Фестиваль проходил в течение четырех дней: с 5 по 8 августа. Я участвовал в трёх конкурсных программах.
5 августа был Международный день, в котором участвовали конкурсанты из Израиля, Италии, Голландии, Дании, Греции, Канады… Я исполнял песню Андрея Петрова «Я шагаю по Москве». 6 августа, в День польской песни, я исполнял композицию польского автора Марека Сарта «Раз, только лишь раз» (Raz jedyny raz). А 7 августа пел в концерте «Песня без границ» песню Аркадия Островского «Песнь о любви».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭДУАРДА ХИЛЯ с песней "РАЗ, ТОЛЬКО ЛИШЬ РАЗ" - 6 августа 1965 в СОПОТЕ:
Анна принимала участие только 6 и 7 августа – в Дне польской песни и в концерте «Песня без границ». Для меня самым ответственным было участие в конкурсе польской песни, так как в этот же день песню «Раз, только лишь раз» представляли ещё два конкурсанта – певица из Мексики и певец из ГДР. У каждого была своя аранжировка, свой вариант песни, поэтому риск был большой. Перед выступлением я очень нервничал, это заметила стоявшая неподалеку Анна.
Она подошла ко мне, с высоты своего роста приобняла меня за плечи и спросила: «Что ты так нервничаешь? Ты хочешь победить в этом конкурсе?» Я ответил: «Кто ж не хочет победить? Но шансов мало, так как мою песню поют ещё двое конкурсантов». В тот момент Анна указала мне на пустой угол и сказала: «Видишь угол? Встань туда и помолись. Попроси Бога, чтобы он тебе помог сегодня победить. И всё будет хорошо».
Я сделал так, как она сказала: встал в тот угол и, как умел, помолился…
Через несколько минут конферансье Люциан Кыдринский объявил мой выход, и я запел свою песню. В зале начали громко скандировать, аплодировать. Люциан стоял за кулисой и ждал, что же будет дальше. Оркестр уже готовился к следующей песне, а зрители просто-напросто не отпускали меня и кричали: «Ещё, ещё!». Так, в тот вечер, я был единственным участником, кого публика вызвала «на бис».
Я стал лауреатом фестиваля, получил вторую премию… Когда уходил со сцены, встретился с Анной. Она искренне порадовалась моему успеху.
С тех пор считаю Анну Герман своим «Ангелом хранителем». Ведь если бы не её поддержка, не её совет помолиться перед выступлением – я уверен, что я бы не стал лауреатом этого престижного в то время фестиваля.
В 60-е годы я несколько раз приезжал в Польшу с гастролями, участвовал в сборных концертах, в которых иногда принимала участие Анна. Мы много общались на таких концертах. Анна обожала говорить по-русски. Как-то я её спросил, откуда польская певица знает в совершенстве русский язык, и она ответила: «А я ведь не полька. Я родилась в России, мои родители всю жизнь прожили в России. Я выросла с русской речью, с русскими песнями…» Анна рассказывала мне о своей семье, о том, что её отца расстреляли, и как тяжело перенесла это её мама. Рассказывала о том, что если бы она осталась жить в СССР, то ей бы пришлось все время скрывать своё голландское и немецкое происхождение. Я тогда удивился её откровенности. Но видимо, она увидела во мне друга, человека, которому можно доверять.
На одном из таких концертов я исполнил песни «Синева» и «Как хорошо быть генералом». Эти песни написал композитор Вадим Гамалия, с которым Анечка дружила. Её первые гастроли в СССР проходили в сопровождении его оркестра. Вадим был потрясающим аранжировщиком и замечательным мелодистом. После выступления Аня спросила меня, что за песни я исполнил. Я ей сказал, что это песни Вадика. Она так обрадовалась, говорит: «Какой ты молодец, что поешь его песни! Они замечательные! Особенно «Синева»… Я бы ее тоже смогла спеть…»
Как-то во время гастролей по Польше случилась такая ситуация: мы выступали в какой-то совместной сборной программе. Я от СССР, Анна от Польши, Георгий Кордов от Болгарии и т. д.
После одного из концертов было поздно, рестораны все были закрыты, а Анна проголодалась. Я пригласил её в нашу компанию: мы достали кипятильник, какие-то кружки, и в таких «походных» условиях что-то приготовили, нарезали колбасы. Я удивился тогда, что Анна не побрезговала и спокойно с нами кушала какой-то растворимый суп и сваренную в миске картошку.
В 70-е годы Аня несколько раз приезжала к нам в Ленинград с сольными концертами, но мы редко виделись.
Всегда, когда кто-то произносит её имя или я слышу по радио её голос, я вспоминаю эту добрую, искреннюю женщину, которую в душе называю «мой Ангел - хранитель».
ФРАГМЕНТ КНИГИ "АННА ГЕРМАН. 100 воспоминаний о великой певице"
ДРУЗЬЯ! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ! СТАВЬТЕ ЛАЙКИ и КОММЕНТИРУЙТЕ! МЫ ВАМ РАДЫ!!