Протоиерей Мартин Персон служит настоятелем русского православного храма в честь Преподобного Германа Аляскинского в городе Саннивейл, штат Калифорния. Он и его матушка Сара познакомились в 1980-м году в Калифорнийском университете в Санта-Круз, где было активное Православное христианское студенческое братство (OCF). Наставниками и вдохновителями братства были архимандрит Анастасий (Ньюкомб) и иеромонах Серафим (Роуз).
Недавно отец Мартин и матушка Сара посетили Россию, где совершили паломничество по святым местам Санкт-Петербурга, Москвы и их окрестностей. В паломнической группе была и Марта Николс, духовное чадо отца Серафима (Роуза). Ее воспоминания об отце Серафиме, приуроченные к 30-летию со дня его кончины, содержатся в статье «Vignette sofa Holy Life» («Эпизоды из святой жизни»).
Я имел удовольствие пообщаться с отцом Мартином, матушкой Сарой, Мартой и остальными членами паломнической группы вечером, за ужином в грузинском ресторане, во время их пребывания в Москве. У нас была возможность побеседовать на разные темы, включая воспоминания отца Мартина об иеромонахе Серафиме и влияние этого подвижника на его жизнь.
– Понимаю, что у вас была интересная группа друзей-студентов, которые обратились в Православие примерно в одно и то же время.
Матушка Сара:
– Православное христианское братство в университете Санта-Круз собрало многих поистине уникальных людей и стало средоточием интереснейших событий. К нашему счастью, несколько духовных отцов оказывали нам поддержку: помимо блаженного Серафима (Роуза), это были архимандрит Анастасий (Ньюкомб) и протопресвитер Константин Тивецкий, который помогал в наставлении группы молодых студентов братства. В группу также входили будущие митрополит Иона (Паффхаузен; бывший предстоятель ПЦА, ныне архиерей на покое в РПЦЗ. – Прим. Перев.), архимандрит Герасим (бывший игумен монастыря Преподобного Германа в Платине), архимандрит Иаков (Корацца; ныне служит в старом русском соборе в Сан-Франциско), автор биографии отца Серафима и нынешний игумен монастыря Преподобного Германа Дамаскин (Кристенсен), диакон Иоанн Дибс из Антиохийской архиепископии, монах Лазарь из монастыря Мар-Саба (в честь Преподобного Саввы Освященного) на Святой Земле и мать София из монастыря в штате Индиана… Их было больше, не могу сейчас всех вспомнить.
– Все ли вы присутствовали, когда отец Серафим прочитал в Санта-Круз лекцию, которая была записана и позднее опубликована в виде книги «Божие откровение человеческому сердцу»?
М.С.:
– Лично я не присутствовала. Хотя помогала в организации лекции, но мне надо было идти на занятия.
Отец Мартин:
– В то время я все еще «сопротивлялся» Православию. Тогда увлекался индуистским учителем Парамахансой Йоганандой[1]. Сара и отец Иаков отправили отца Дамаскина поговорить со мной, потому что он ранее увлекался буддизмом, и они надеялись, что ему удастся до меня достучаться. Мне Джон (имя отца Дамаскина до принятия монашества) понравился, я почувствовал, что он хороший и искренний человек.
Моя первая встреча с отцом Серафимом (Роузом) произошла во время моего путешествия по западным штатам Америки по окончании университета. У меня состоялось поистине интересное знакомство в штате Нью-Мексико. Перед этим прочитал книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» – она мне очень понравилась. Я ехал на машине и увидел идущего по дороге человека. Остановился и спросил, не надо ли его подвезти. Его звали Джим – он запрыгнул в мою машину, и у нас завязался разговор. У меня лежала книга «Автобиография йога» Йогананды на приборной панели автомобиля, а Джим, как оказалось, был связан с группой Йогананды в 1950-е годы. Так мы разговорились об Йогананде, индуизме и духовности в целом – Джим оказался очень умным малым. Затем он стал систематически разбирать истинный индуизм и истинное христианство, разделяя их и показывая полную несовместимость этих двух религий. Меткое замечание (оно было словно парфянская стрела), брошенное Джимом, когда я высадил его у Большого Каньона, до сих пор звучит в моей голове. Он наклонился и сказал: «Слушай: каждая религия содержит некие крупицы истины, и это нас в них привлекает. Но ты никогда не обретешь мира, пока не найдешь Иисуса Христа, Который есть Сама Истина». Затем он закрыл дверцу и ушел.
Ты никогда не обретешь мира, пока не найдешь Иисуса Христа, Который есть Сама Истина
М.С.: