В этот день, 25 мая. в Киеве была освящена первая на Руси каменная церковь; во льдах Арктики потерпел крушение дирижабль "Италия" (история господина Нобиле, капитана этого судна, всегда волновала мою душу)... кстати о воздухе.
В начале 20 века Петр Аркадьевич Столыпин, председатель совета министров Российской Империи (сейчас бы сказали - премьер-министр), сказал "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию! ". Покоя государству не дали, ни внешнего (Первая Мировая война), ни тем более внутреннего (две революции за один 1917 год, а потом гражданская война); сам Столыпин, убитый в сентябре 1911 года, всего этого уже не застал.
Но иногда я смотрю на то, что могло бы быть нашей славой, нашими достижениями - и понимаю, как близко мы были в начале 20 века к невероятно быстрому развитию. Вот, например, поговорим про самолеты и вертолеты...
25 мая (стиль - старый, юлианский) 1889 года в Киеве, в семье известнейшего психиатра Ивана Сикорского родился пятый ребенок, Игорь Иванович Сикорский. Иван Сикорский был личностью крайне неоднозначной - расист, монархист, черносотенец, антисемит, крупный специалист по детским психическим заболеваниям... его часто с трудом воспринимало его же интеллигентное окружение.
Мать Игоря, Мария Стефановна, старалась дать детям всестороннее образование; как медик, она довольно много знала про Леонардо да Винчи. Но Игоря заинтересовала в работах итальянца не анатомия человека, а аппараты тяжелее воздуха, по этому самом воздуху летающие...
Морской кадетский корпус, куда Игорь поступил явно под влиянием старшего брата, оказался для него "проходной точкой" - далее была и учеба во Франции, и политехнический институт в родном русском Киеве. Но основная его страсть была, конечно, изобретательство. Рассказы матери о да Винчи, по воспоминаниям Игоря Ивановича, на него сильно повлияли - свою первую действующую модель геликоптера он построил в 12 лет, например (а про то, что он пару раз чуть не убился из-за опытов со взрывчатыми веществами, и говорить не нужно). Сикорский работал над всем - модели вертолетов, аэросани.... все, в чем был тянущий или толкающий винт.
В 1908 году старшая сестра предложила проспонсировать опыты брата, и Игорь создал две модели вертолетов - неудачные, они так и не смогли взлететь с пилотом. После чего Сикорский переключился уже на самолеты - и в 1910 году он и еще ряд членов кружка Делони (Делони - это преподаватель в их институте, ученик "отца русской аэронавтики" Жуковского) создали свой собственный самолет БиС-1. БиС-1 (позже переименованный в БиС-2) в общей сложности пролетал 8 минут и разбился. Сикорский не успокоился, учел ошибки, уже самостоятельно построил самолет С-3... через 10 дней он разбил и его во время первого полета вне границ аэродрома. Тут студент того же политеха Громберг предложил Сикорскому профинансировать строительство самолета, с условием, что самолет сделает минимум два круга над аэродромом. Сикорский согласился, взял деньги, построил самолет и разбил его.
В итоге после двух лет напряженнейшей работы у Сикорского был богатейший опыт разбиения самолетов, куча долгов... и все. Что сделал Игорь Иванович? Начал строить новый самолет, С-5.
С ним к Сикорскому пришли и слава, и хоть какие-то деньги. С-5 летал, был способен без проблем возить и пилота, и пассажира, отличался невероятной по тем временам надежностью... Летом 1911 года Сикорского принимают в общество воздухоплавателей, тогда же он получает наконец удостоверение пилота.
Сикорский участвовал в военных маневрах под Киевом осенью 1911 года, в ходе маневров был удостоен личной беседы с императором Николем Вторым, чуть позже получил даже премию в 500 рублей... и разбил самолет из-за комара, попавшего в один из шлангов. Из-за комара!!!
Как вы понимаете, на этом Сикорский не успокоился и построил новый самолет (сперва он назывался С-6, затем, после некоторой переделки, с-6А). И вот это уже был триумф. В марте 1912 года, на московской выставке воздухоплавания (второй по счету), самолет Сикорского получил золотую медаль от министерства торговли и промышленности, а сам Игорь - предложение места главного авиаконструктора РусскоБалтийского Вагонного Завода. На тот момент Игорю Ивановичу Сикорскому только-только исполнилось 23 года... Тем же летом С-6 участвует в военных соревнованиях. выигрывает их, и Сикорский получает приз в размере 30 тысяч рублей. На этом эпоха долгов в жизни Игоря Ивановича временно закончилась - сумма была огромной. Но останавливаться на достигнутом - и он строит "Русский витязь" (первоначальное название - Гранд)
В то, что эта громада вообще сможет полететь, не верил никто, кроме самого Сикорского. Более того - первые сообщения о успешном полете в Европе были восприняты за мистификацию. Но нет - это был первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет; когда вы видите в небе огромные многоместные лайнеры или тяжелые бомбардировщики, то знайте, что все они потомки "Русского витязя".
Следующий крупный проект - "Илья Муромец", крупносерийный тяжелый самолет (было построено почти 90 машин).
Затем были истребители, и гидросамолеты, и...
И революция. В начале 1918 года Сикорского один из знакомых предупредил о том, что его скоро расстреляют. Насколько предупреждение было верным - сейчас сказать уже нельзя, но в любом случае монархисту Сикорскому оставаться в революционной России было опасно. Игорь Иванович уехал во Францию; в России осталась его жена Ольга(на тот момент уже бывшая - они развелись), и дочь Татьяна 1917 года рождения (в 1923 году сестры Сикорского привезли дочь к нему в США).
Сикорский предложил Франции свои услуги по строительству самолетов, ему дали заказ на 5 тяжелых бомбардировшиков... и тут же аннулировали этот заказ, поскольку война стремительно заканчивалась. Полагаю это крупным просчетом Франции - ибо в итоге Сикорский переехал в США, полагая, что в такой большой стране нужда в самолетах будет больше, чем в Европе.
В 1924 году Сикорский основал свою собственную фирму. Дела у него сперва шли традиционно тяжело; спас фирму от разорения композитор Рахманинов, который просто дал Игорю Ивановичу пять тысяч долларов (в 1929 году Сикорский вернул деньги с процентами).
К этому времени он был уже богат и знаменит, его самолеты активно раскупались. Говорят, что Сталин написал ему письмо "возвращайтесь - вы нужны вашей родине" - но Сикорский не вернулся. Это и понятно - в эмиграции он входил в Русский Национальный Союз, был дружен с Великим Князем Кириллом Владимировичем... в общем, был классическим противником самой идеи социалистического государства. Отойдя от дел в 1957 году, в возрасте 68 лет, Сикорский развлекался стрельбой (особенно он любил трюк "погаси свечу из выстрелом из револьвера"), литературой и констультированием молодых авиаконструкторов.
Скончался Игорь Иванович Сикорский в 1972 году в США, там же и похоронен. Основанная им компания сейчас является частью гиганта авиационной промышленности Локхид Мартин.
А теперь просто представьте себе - те самые столыпинские "20 лет покоя". И вот - это в России строятся великолепные гидропланы, первые в мире серийные вертолеты... Увы. Покоя нам не дали.
В завершение покажу вам самый, наверное, известный вертолет производства Сикорски Айркрафт. Да, это тот самый "Черный ястреб", который мы хорошо знаем благодаря Голливуду и индустрии компьютерных игр.
***серия постов "История Российской армии и русского флота - в датах***