Я прожила в Грозном 25 лет. Там я получила образование, благодаря которому так своеобразно сложилась моя судьба. Республика тогда была многонациональной: чеченцы, ингуши, русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи, армяне, немного немцев, греков, грузин и татар.
Грозный был красивый, зеленый и совершенно безопасный город. Во всяком случае, Чечено-Ингушская республика не была в первых рядах по количеству преступлений. Но были и отличия. Женщины одевались, как и везде в СССР, только у замужних были красивые косынки на головах.
Женщины эти были красавицы и великие труженицы. Дом, семья, тяжелые сумки — это их забота (на Ближнем Востоке — рынок, сумки и дети по выходным дням и во время вечерних прогулок на руках у мужчин. Значит статус женщины там выше). В трамваях чеченские женщины мужчинам старшего возраста в знак уважения уступали место. Такова была местная традиция. Русские — только старикам.
Мужчины не были столь красивы, зато они были опрятно одеты, тщательно выбриты и ни в коем случае не навязчивы — я никогда не видела пьяных чеченцев. Рынок, сумки, дети — это понятно, ведь они горцы по натуре, и как и казаки, воины. Их руки должны быть свободны и готовы к обороне и нападению в случае возникновения опасности.
В присутствии чеченских гостей стол сугубо мужской. Женщины обслуживают. Но если собиралась смешанная компания, то всё было по-русски (а впрочем, как и у нас: мы тоже "на обслуживании", ну а потом, в конечном итоге, идет сугубо женское общение). Чеченцы хорошо говорили на русском и не общались на своем языке в присутствии людей других национальностей.
Смешанные браки — это тонкая тема. Наблюдала браки чеченцев с русскими женщинами (как правило, это были высокопоставленные чеченцы, учившиеся в Москве). А вот с браком чеченка-русский не столкнулась ни разу. Русские мужья — это табу. Как и празднование 23 февраля. Именно в этот день в 1944 года весь чеченский народ был депортирован и направлен на спецпоселение в Казахстан. Я узнала об этом случайно еще в пору студенчества. Но я тогда еще не знала, что в Казахстане с 1928 года находились и сотни тысяч раскулаченных русских (и среди них, возможно, были и мои предки).
Разводы среди чеченцев — большая редкость. Однако, если они случались, то после развода дети, как правило, оставались в семье мужа (помню, правда, случай, когда жену "призвали" обратно). Старшие опекают младших, братья контролируют сестер. Когда в школе кто-то из чеченцев стал обижать мою дочь, то по местным обычаям с обидчиком пошел разговаривать её старший брат, мой сын, студент.
Я была дружна с соседкой по подъезду Зиной Джукаевой. Она пришла ко мне на прием, из паспорта стало понятно, что мы живём в одном подъезде. У неё было двое детей: старший сын Муслим был похож на золотоволосую и зеленоглазую красавицу маму, а младшая дочь Мадина на папу. Она была просто произведение искусства, вся изящная и утончённая, до пальчиков на ногах. Возвращаясь с работы, я часто наблюдала с какой любовью Муслим относился к Мадине, играя с ней во дворе. Мой сын перед войной, уехав в Грозный защищать диплом, заходил к ним. К тому времени Зина родила двоих мальчиков — Беку и Бекхана.
Во время войны мне часто снился наш разрушенный дом и город, в котором я не встречаю ни одного знакомого лица.
Семьями мы дружили и дружим до сих пор с сослуживцем мужа, Сергеем. Когда началась война и чеченцы стали уходить в села (как и на Кубани, все местные связаны с селами и другими городами) его жена Малика, будучи дома одна, тоже пошла из города, утратила память, но по дороге её узнали односельчане из Урус-Мартана и привели домой.
Еще одна деталь — каждый год взрывали памятник Ермолову. Уж извините, что я вам рекомендую почитать стихотворение "Кавказ" Тараса Шевченко. Это, наверное, в ответ на «Казачью колыбельную» М.Ю.Лермонтова.
Чечня мне подарила встречи с интересными людьми, о чём я писала и прежде. Еще были знаменитый на весь мир Махмуд Эсамбаев, ( «Я буду танцевать», «Земля Санникова»), женщина с бирюзовыми глазами — известная чеченская певица Марьям Айдамирова (сначала я увидела на рынке женщину с цветом глаз столь поразившем меня, а потом и сами эти глаза пришли ко мне на приём). В памяти моей навсегда остались имена врачей Алиевой Замы Хасмагометовны, Дарсиговой Азы Султановны, Атиева Хусейна Саидовича, сделавшего операцию моему маленькому сыну и молоденькая ингушка, врач скорой помощи, поставившая моему свёкру точный диагноз болезни, которую не смогли определить врачи кремлевской больницы. К сожалению, я не помню её фамилии, но меня поразил уровень её квалификации.
Уже в наши дни по каналу «Мир» я слушала интервью с врачом Хасаном Баиевым, великий подвиг которого оценило мировое сообщество. Я преклоняюсь перед этим человеком. А еще были знаменитые на весь мир спортсмены — Людмила Турищева, Салман Хасимиков, Асламбек Бисултанов, Хасан Орцуев и многие другие. Лично была знакома с Хасаном Орцуевым, добрым, простым и общительным. Он вошёл в нашу систему.
Всё было ещё хорошо. В конце августа мы всей семьёй отдыхали на Каспийском море, слушали новости: вся страна бурлит, а у нас, как в Багдаде всё спокойно. А когда домой возвращаемся, то видим, как на площади перед Совмином танцуют люди в белом, явно привезённые откуда-то (чеченцы так никогда не одевались и не танцевали). Когда Ельцин объявил — берите суверенитета, сколько сможете проглотить, тут всё и началось. Республику превратили в экспериментальную площадку, выпустили джина из бутылки. Все жители Чечни это пережили. Начался "исход". Мой чеченский коллега (можно сказать, друг) сказал мне: "Вот начинается ваш Казахстан". Он просто не знал, что "наш Казахстан" был значительно раньше "их Казахстана". Он начался ещё в 1928 году.
Умные чеченцы знали, что без России им никак не прожить, но были и те, которые хотели самостоятельности. Умные сожалели о нашем отъезде, а другие радовались и злорадствовали, полагая что займут наши дома и рабочие места. Время всё расставило по своим местам. Мне жаль нас всех, ставших жертвами преступной политики. Но я всегда говорю, что не чеченцы первыми всё это начали. Существуют законы космической справедливости. Многие ещё живы и знают, что будут наказаны Богом за свои великие грехи. Позже всех покинувших республику называли «чеченцами». У моего мужа в селе Шабановском, что на Кубани, была, оказывается, кличка Сашка-чечен. Мир праху его.
Я и мой сын и сейчас на связи с Чечнёй. И муж, и сын со своей рязанской женой побывали уже в новом Грозном, который был и останется родиной моего мужа, сына, дочери и старшего внука, свёкор и его старшие сыновья родились в ст.Вознесенской, Малгобекского района, Ингушетии.
Мой свёкор покоится на Октябрьском кладбище Грозного. Не исключено, что в жилах его рода есть часть и чеченской крови (мать моего свёкра Екатерину Зайцеву я называю «чеченская леди»). Но это уже лирическое отступление и другая тема. Я желаю чеченцам и «чеченцам» и всем людям мира здоровья, радости, любви и благополучия. А поскольку я писала о Чечне и Ингушетии, храни Аллах Чечню и Ингушетию и их людей!