В Lux Express вспоминают первые десять лет развития автобусной линии между Санкт-Петербургом и Таллином. Компания стала одной из первых среди российских частных перевозчиков, кто организовал рейсы между городами.
Начало пути
Первый рейс из Санкт-Петербурга в Таллин автобусный перевозчик «Евролайнс» совершил 15 апреля 1998 года. Именно под брендом EUROLINES стала вести свою деятельность в России компания эстонского предпринимателя Хуго Осула – основателя и владельца нынешней Lux Express Group.
В тот рейс с остановки на площади Балтийского вокзала отправился 49-местный автобус Scania - именно такие использовались в Европе для осуществления международных заказных и регулярных перевозок. «Нашим преимуществом были новые марки автобусов – хоть они и были уже с пробегом, но сильно контрастировали с привычными для российского пассажира Икарусами», - говорит заместитель генерального директора АО «Евролайнс» (нынешнее российское представительство Lux Express Group) Эдгар Пфау. Так, автобусы Scania отличались гораздо более удобными креслами, наличием в салоне микроволновой печи и чайника, а также двух мониторов, на которых пассажирам показывали фильмы. В первый рейс отправилось всего несколько человек, в числе которых был и генеральный директор российского подразделения компании. В Lux Express вспоминают, что разрешение руководства Балтийского вокзала объявить по громкой связи об отправлении первого автобуса на Таллин они посчитали добрым знаком для начала работы.
«В дальнейшем, по мере открытия новых рейсов, пассажиропоток ежемесячно увеличивался, - рассказывает Эдгар Пфау, - Загрузка автобусов составляла 50-80% в зависимости от сезона». Так, компания начала добавлять примерно по два рейса в год, достигнув максимума в 2000-х годах, когда ежедневно на маршруте совершалось около 12 отправлений в каждую сторону.
Расширение количества рейсов зависело от числа автобусов, которые компания могла приобретать и эксплуатировать. Для нормального обслуживания маршрутов требуются не только автобусы и водители, но производственная база, а также соблюдение лицензионных требований. На всех международных рейсах компании экипаж всегда состоит из двух водителей. Таковы требования ЕСТР, касающиеся международных перевозок. Они не сильно изменились с первого отправления в 1998 году. В соответствии с ними водитель не может провести за рулем более 9 часов в течение суток с перерывом не менее 45 минут через 4,5 часа.
«Пассажиры приняли нового перевозчика достаточно хорошо, так как у многих был опыт поездок с АО «МооторРейси» (бывшее название сегодняшнего АО «Люкс Экспресс Эстония»). Популярности маршрутов способствовал и европейский бренд организации «EUROLINES», членом которой была наша эстонская фирма», - говорит Эдгар Пфау.
Остановка по требованию
Рынок автобусных перевозок за годы деятельности компании в России претерпел достаточно серьезные изменения. После того, как были запущены регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург-Таллин, где всегда есть устойчивый пассажиропоток, компания постепенно открыла рейсы в Ригу, Вильнюс, Каунас и достаточно долго и серьезно работала на направлениях в города Германии (с 2000 по 2007 годы). Это было обусловлено дорогими по тем временам авиа- и ж/д билетами, а также наличием достаточного для покрытия расходов пассажиропотока. «К 2007 году ситуация коренным образом изменилась, и мы не смогли более конкурировать с самолетами, поэтому было принято решение ограничить наши маршруты расстоянием в 500-800 км. На более протяженных автобусных линиях в настоящее время невозможно конкурировать с другими видами перевозок. Но времена меняются», - отмечает Эдгар Пфау.
К моменту смены бренда в 2010 году общее количество рейсов в Эстонию было больше, чем сейчас. К этому времени на рынок начали выходить другие перевозчики, компания вступила в фазу острой конкуренции, которая основывалась уже не на количестве рейсов и времени отправления автобусов, а на качестве предлагаемого продукта. «Это автобусы повышенной комфортности с удобствами и развлечениями на борту (интернет, напитки, комфортные кресла, расстояние между ними и др). По такому же пути в настоящее время идут и другие перевозчики», - поясняют в Lux Express. Уже на достаточно насыщенном рынке международных перевозок из Петербурга за последние 10 лет дополнительно к существующим рейсам компанией были открыты 5 регулярных рейсов в Хельсинки, 4 - в Йыхви и 4 - в Ригу.
За прошедшее время изменения коснулись общего времени пути из Петербурга в Таллин и процедуры прохождения границы. После открытия нового пограничного терминала на эстонской границе пассажиры по пути в страну проходят досмотр как и на российском погранпункте, - в терминале. Время поездки в зависимости от конкретного рейса сократилось на 30-40 минут. Этому способствовало улучшение качества дорог, а также то, что автобусы перестали останавливаться в Кингисеппе и Ивангороде. В одном из этих городов – Кингисеппе – в прошлом году была построена современная автостанция. «Мы надеемся, что она будет включена в реестр автовокзалов и автостанций РФ, после чего можно будет планировать остановку в городе на отдельных маршрутах», - говорят в Lux Express.
За первые десять лет развития линии Петербург-Таллин компании удалось преодолеть два кризиса, заметно влиявших на привлекательность зарубежных поездок: в 1998 году в России случился дефолт, а в 2007 году был кризис во взаимоотношениях с Эстонией. «Да, случились некоторые потери, спад пассажиропотоков, но мы исходили из того, что люди в любом случае будут пользоваться нашими рейсами – ездить к родственникам, совершать бизнес- и туристические поездки. Так в итоге и произошло, что позволило нам продолжить наращивать свое присутствие на эстонском направлении»,- делится воспоминаниями Эдгар Пфау.
Как продавались билеты без интернета
В связи с тем, что в конце 1990-х годов количество пользователей интернета было крайне незначительным, билеты сначала выписывались вручную, и для их приобретения необходимо было посетить офис продаж. Процесс покупки в целом был непростой: нужно было узнать, где находится офис или касса перевозчика, доехать туда, возможно, отстоять очередь, убедиться, что билет на нужный рейс и дату есть в продаже. При этом цена билета была жестко фиксированной и довольно высокой. Распродаж как таковых не было, только скидки определенным категориям пассажиров (дети, молодежь, пожилые люди). Перевозчики, своего рода, диктовали условия пассажирам.
«Мы, в основном, ориентировались на стоимость проезда в плацкартном вагоне поезда Петербург-Таллин, стараясь держать их немного ниже. Позднее появились другие перевозчики, которые, скорее, смотрели на наши тарифы», - рассказывает Эдгар Пфау.
Со временем физическое взаимодействие клиента с представителями перевозчика существенно сократилось, развилась целая экосистема онлайн сервисов, пассажир теперь имеет возможность без труда посещать одновременно несколько ресурсов, сравнивать цены, проверять наличие мест на интересующие даты. Такая простота в сравнении и подборе подходящего билета для каждого клиента стимулировала переход от фиксированных цен к динамическим (чем раньше и на более свободные рейсы покупаешь, тем дешевле), а также способствовала улучшению качества предоставляемой перевозчиком информации. Теперь клиент имеет возможность в привычной для себя обстановке, не выходя из дома, покупать билеты, менять посадочное место, дату или рейс.
Сейчас в Lux Express единая система продаж на международные рейсы и на поездки внутри Эстонии без фиксированной цены на билеты. Это платформа с гибкой системой обработки мест, стыковок на сложных пересадочных маршрутах. «Цены на билеты стали еще более доступными за счет перехода от фиксированных цен к динамическим, несколько раз в год мы устраиваем большие распродажи, которые длятся несколько дней, но есть и быстрые акции на некоторые маршруты», - говорит Эдгар Пфау.
Все эти изменения происходили уже в 2010-е годы, когда головная эстонская компания вывела на линию между Петербургом и Таллином обновленный бренд – Lux Express. Но это уже будет другая история.