Мне неоднократно приходилось сталкиваться с мнением о том, что православные - идолопоклонники. Так ли это? Давайте разбираться.
Ответ однозначный - нет.
Но как же запрет в Ветхом Завете на всякое изображение, спросите вы?
Втор. 4, 15-18,23.
Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;
Если бы люди внимательно читали Писание, то сразу бы поняли, что Библия это не просто набор запретов, или книга о нравственности, но её надо рассматривать в полном контексте, причем как исторический документ, хронологический, так и Богодухновенное Откровение.
Но что же мы встречаем в Новом Завете?
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? (Ин 14:9)
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин 1:18)
И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:14)
И Господь прямо говорит о возможности образа.
Ведь не может же Бог противоречить Самому Себе.
Весь Ветхий Завет был дан человечеству для того, что бы люди смогли принять Того Единородного, который воплотился от Пречистой Девы. Пока Ангелы не запели над вертепом "Слава Вышних Богу и на земле мир", человек никогда бы не имел возможности делать священных изображений Бога.
Икона является исповеданием именно вочеловечения Бога.
Является ли икона идолом?
На этот вопрос Православная Церковь давным давно дала ответ: во время Седьмого Вселенского Собора, который имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила. Одно из них как раз выражает определение того, что такое икона и почему она священна.
"Ибо, чем чаще через изображение на иконах они [Иисус Христос, Богоматерь и святые] бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней."
Сама икона сопутствует бытию Церкви практически с самого начала. Археологические открытия убедительно показывают, что христиане пользовались изображениями священных событий в самую раннюю эпоху. К примеру Римские катакомбы, датируемые I веком христианства. Или в засыпанном городе Помпея и Геркулануме, где были настенные росписи на библейские сюжеты и изображения креста. Находки следов христианского присутствия в Геркулануме тем интереснее, что, как известно (Деян. 28, 13), ап. Павел проповедовал в Путеоле, в 10 км от Помпеи. С противоположного края Римской империи — катакомбы Дура-Европос в Междуречье — от II века до нас дошли другие фрески катакомбных христиан (кстати, с изображением Девы Марии).
Мы видим, что красной нитью проходит мысль о том, что способ почитания икон, как и почитание святых угодников Божиих и их мощей, отличается от способа почитания единого Бога. Истинное по вере служение может относиться только к одному Богу. Но, поскольку Бог не погнушался человеческой природой, но воспринял ее Себе в лице Иисуса Христа, во Христе, по апостолу Павлу, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9), следовательно, Христа можно изображать и с уважением относиться к Его образу.
Это как с фотографиями любимых, мы можем с любовью смотреть на изображение близких, а некоторые люди даже разговаривают, целуют образ родных и близких, особенно с теми кто перешел в мир иной. Но мы же не можем сказать, что изображение является самим человеком. Так же и с иконами, мы не покланяемся доскам и краске, но возносим к первообразу, к Тому, Кто изображен.
"Что это?" - необычные символы на иконах и фресках.
8 мифов о иконах и иконописцах.