Любите ли вы детективы так, как люблю их я? :)
Как ни странно, этот жанр возник в литературе очень поздно – в XIX веке.
Одним из прообразов детектива считается роман английского писателя Уилки Коллинза "Лунный камень" – о чудесном алмазе, похищенном из родового поместья. За расследование этого дела берётся лучший сыщик Англии.
Длинная история в трёх частях публиковалась в журнале, издаваемом Чарльзом Диккенсом, и имела оглушительный успех.
– Настолько, что сам Диккенс, считавшийся лучшим романистом своего времени, заявил: да я напишу такой роман, что вы никогда не догадаетесь, какой будет развязка! И написал "Тайну Эдвина Друда" – роман, половину которого он успел опубликовать, а потом скоропостижно скончался.
Черновиков и набросков не осталось, и вот уже второе столетие публика увлечённо строит версии, что же случилось с молодым юношей Эдвином Друдом, погиб он или нет, и какую роль в истории сыграл его зловещий дядя Джаспер.
Снято несколько экранизаций. В советском телеспектакле 1980 года Эдвина играл Авангард Леонтьев, а Джаспера – великолепный Валентин Гафт:
Когда сюжет Диккенса обрывается, актёры начинают разыгрывать разные версии того, как могла бы окончиться эта история. И тут я согласна с критиком Дмитрием Быковым: допиши Диккенс роман – она осталась бы просто превосходным романом. А открытый финал превратил читателей в соучастников преступления :) и волей-неволей представляешь себя на месте Джаспера :)
Отцом детектива называют американца Эдгара Аллана По, подарившего нам в 1841 году сыщика Огюста Дюпена, который не выходя из дома, по заметкам в газетах, раскрывает "Тайну Мари Роже". Он же действует ещё в двух новеллах – "Убийство на улице Морг" и "Похищенное письмо".
По изобрёл формулу: сыщик-любитель, одарённый острым умом (он способен читать мысли собеседника), расследует дела, а рассказывает об этом читателю его восторженный друг и почитатель. В рассказах Эдгара По у рассказчика даже нет имени.
Но нам эта формула больше известна по другим произведениям: в 1887 году в "Этюде в багровых тонах" Артура Конан Дойла мир знакомится с Шерлоком Холмсом и его дедуктивным методом.
Рассказы Конан Дойла (всего о Холмсе их написано 56, а также 4 повести) – стремительны, полны невероятных поворотов сюжета и великолепны, как фокус в блистательном исполнении. Только что перед растерянными Уотсоном, инспектором Лестрейдом и читателем рассыпался невнятный след из загадок и странностей – но мистер Холмс, окинув его орлиным взором, говорит: ищите человека на деревянной ноге! – и мы предвкушаем, как он распутает этот клубок.
Рассказчик у Конан Дойла – не безымянный персонаж, а воплощение британской стойкости и здравого смысла, преданный друг, к которому Холмс искренне привязан. Режиссёр Игорь Масленников, поставивший легендарный сериал о сыщике с Бейкер-стрит, писал:
"Основная ошибка двухсот фильмов, снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. А его сыграть невозможно – он механистичен, однолинеен, и если он один «болтается» в драматургии, то с ним тяжело справиться. На Ватсона мало кто обращал внимание, он как бы был неуловим. В инсценировке Дунского и Фрида мне понравилось именно то, как поразительно точно и с иронией были выписаны взаимоотношения двух человек. Ватсон стал интересным, живым".
Конечно, любовь русского читателя к этим историям неотделима от советской экранизации:
Фанаты даже сняли свой трейлер к нему.
Детективы меж тем захватывали мир. В начале XX столетия их писали все: в сборнике "Не только Холмс", собравшему детективные рассказы начала прошлого столетия, рассказывается о миссис Генри Вуд – даме, прикованной к креслу и взявшейся за перо, когда дела её мужа серьёзно пошатнулись. Она написала около тридцати романов и более сотни рассказов, став родоначальницей "сериального" детектива.
Преступления расследовали все: женщины-сыщицы (в реальности таковых ещё не было), дети и даже священники. В 1911 году выходит первый рассказ Гилберта Кита Честертона об отце Брауне – "Сапфировый крест". Его истории были не только детективными, но и философскими. Одна из моих любимых – "Вещая собака", о том, как собака, находясь вдали от своего хозяина, завыла в тот самый момент, когда он был убит.
Хороший детектив – это не просто головоломная история о преступнике и сыщике, но и другой взгляд на мир: "Возьмём наш случай: собака лает на человека, а человек убегает от собаки. Собака лает потому, что человек ей не нравится, а человек убегает потому что боится собаки. Других причин у них нет, да и зачем они? Вы же решили, что собака — ясновидица, какой-то глашатай судьбы. По-вашему, стряпчий бежал не от собаки, а от палача. Но если бы собака и впрямь так определённо знала, кто убил её хозяина, она не тявкала бы на него, а вцепилась бы ему в горло".
Но, безусловно, главное в детективе – сюжет. В 1920 году в свет выходит "Таинственное происшествие в Стайлз", первый роман об Эркюле Пуаро. Всего о нём будет 33 романа, 54 рассказа и пьеса. А ещё блистательная серия о мисс Марпл. А ещё романы вне этих серий – одни только "Десять негритят" чего стоят. Агату Кристи по праву по сей день называют королевой детектива.
Её с наслаждением читаешь, даже когда помнишь основной сюжет и убийцу: видишь, как цепляются шестерёнки истории, как автор выстраивает лабиринт с тупиками и обманками и как надёжно уводит читателей от разгадки, которая с самого начала высится горой. И в финале коротким путём тебе указывают путь к этой горе – а ты только ахаешь восторженно: фокус снова удался.
Меня восхищает в её историях эта игра в угадайку со мной. Откуда она знает, что я подумаю? :)) – Но она знает, и я послушно иду по еле заметному следу намёков в сюжете, уверенная, что сама их нашла. И выхожу, разумеется, не туда куда хотела, – а туда, куда хочет она.
У леди Агаты, по-моему, я ни разу не угадала убийцу. Притом что она любит делать преступником кажущуюся жертву. Особенно, например, если это молоденькая девушка (сходу вспомнила трёх). Или старая леди. Или рассказчик (– мой любимый роман :))) хотя и очень угнетающий: остаётся некое ощущение, что убийца ты сам).
Её романы – классические детективы, выстроенные в соответствии со знаменитыми правилами Рональда Нокса:
1. Преступник должен появляться достаточно рано в повествовании.
2. Запрещены любые проявления сверхъестественного (призраки, инопланетяне).
3. Не допускается более одного потайного хода или тайной комнаты.
4. Нельзя использовать неизвестные науке яды и любые другие элементы, которые потребовали бы длинных объяснений в конце.
5. В детективе не должны действовать китайцы (в 1928 году это был литературный штамп).
6. Сыщику не должен помогать счастливый случай или интуиция.
7. Сам сыщик не должен совершать преступления.
8. Сыщик должен немедленно предъявлять читателю все улики.
9. Глуповатый друг сыщика, «доктор Ватсон», не должен скрывать от читателя своих мыслей, причем его интеллект должен быть чуть-чуть – но только чуть-чуть! – ниже интеллекта среднего читателя.
10. Читатель должен быть надлежащим образом подготовлен к появлению братьев-близнецов, двойников и виртуозов перевоплощения, если уж без них никак нельзя обойтись.
В дальнейшем двадцатый век подарил нам бесконечные тома увлекательнейшего чтения о любимых сыщиках – Ниро Вульфе, комиссаре Мегрэ, Пэрри Мейсоне...
Мне хочется выбрать десять "самых-самых" моих детективов. Список условный, но тем не менее.
"Левиафан" Бориса Акунина, из серии об Эрасте Фандорине. Идеальный герметичный детектив: преступление расследуется на корабле в плаванье. И его же "Чёрный монах", из серии о сестре Пелагии: и от интриги мороз по коже, и написано – дух захватывает.
"Тайна моего мужа" Лианы Мориарти. Люблю истории, в которых всё переворачивает последнее слово :)
"Преступление и наказание" Достоевского. История, в которой гадаешь не о том, что в голове у преступника, а о том, что в голове у следователя. От его "да вы и убили-с!" дышать перестаёшь.
"Драма на охоте" Чехова по версии Дмитрия Быкова, который полагает, что убийца там совсем не Камышев и что упустили мы в лице Антона Павловича нашу Агату Кристи.
"Тайна Эдвина Друда" Чарльза Диккенса. В любом детективе читатель соперничает с сыщиком. Но тут он соперничает с самим Диккенсом, выстраивая свою версию неоконченного романа.
"Маленькое личико" Софи Ханны. Молодая мать, ненадолго отлучившаяся в фитнес-клуб, понимает, что её новорожденную дочку, оставшуюся дома с отцом, подменили. Но ей не верят ни муж, ни полиция. Жуткая психологическая драма.
"Мёртвые возвращаются" Таны Френч, из серии о дублинской полиции. Крутая завязка: женщина-детектив расследует убийство незнакомки, похожей на неё как две капли воды. Берущая в плен атмосфера.
"Что сказал покойник?" и "Всё красное" Иоанны Хмелевской. Лучшие иронические детективы :)) хохотала в голос :)
"Убийство Роджера Экройда" Агаты Кристи. В детективе очень важен "вот-этот-поворот", когда ты ловишь и не можешь опомниться. Сильнее разворота, чем тут, я не встречала.
А какие детективы посоветуете вы? :)
Читайте также:
Российский «Шерлок Холмс» 2013 года: больше про Уотсона, чем про Холмса
Три детективных романа для карантина
Агаты Кристи наших дней
Дмитрий Быков: готический Холмс и матриархальная мисс Марпл
«Убийство в Восточном экспрессе»: реальная история
Забытые книги советского детства
Парад домашних библиотек: что у вас на книжных полках?
Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: про кино и сериалы