Найти в Дзене

Почему женщины-художницы менее успешны, чем мужчины? Об ученицах Василия Тропинина и Жана-Батиста Грёза

Имена двух великих живописцев Грёза и Тропинина я неслучайно поставила рядом – в России работы французского живописца были очень популярны, и в начале творческого пути Тропинина называли «русским Грёзом» в знак высокой оценки его таланта. Не предлагаю сейчас разбирать, насколько это справедливо, скажу лишь, что творчество французского художника было частью того западноевропейского наследия, на котором обучались русские мастера, и Тропинин в их числе. К тому же сохранилось несколько созданных им копий с рисунков и живописных полотен Грёза. Самая, пожалуй, знаменитая копия грёзовской девочки с собачкой хранится в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Кстати тут можно посмотреть статью о домашних питомцах в искусстве

У выдающихся мастеров всегда есть последователи. В России долгое время сфера искусства была закрытым мужским "клубом", во Франции ситуация обстояла иначе и на звание художника и даже академика женщина во Франции могла претендовать еще в XVIII веке, тогда как в России с этим было не так легко даже в середине XIX века! Сейчас я предлагаю проследить и сравнить пути учениц обоих живописцев.

У французского живописца Жана-Батиста Грёза (1725-1805) было несколько учениц: пишут, что в его мастерской были чуть ли не одни девушки, тогда как вокруг Луи Давида были ученики-юноши. Одна из учениц Грёза - его родная дочь Анна Женевьева ( 1762-1842), которая тоже писала портреты и жанровые сценки, и всю свою жизнь провела рядом с отцом. Смогла ли она создать собственную семью неизвестно, нигде упоминания об этом я не нашла. Считается, что многие её картины были приняты за работы отца. Случайно это или нет неизвестно, но, как правило, подобная путаница очень выгодна в материальном плане. Известны созданные ей пастели и две живописные работы (на сайтах музеев они почему-то не датированы).

Мастером по части детских и женских головок была и другая ученица Грёза - Жанна-Филиберта Леду (1767-1840). Она была продолжателем традиций мастера, но затем отказалась от аллегорических изображений и нравоучительных бытовых сценок. Одной из отличительных в этом смысле картин является ее портрет революционного деятеля Жоржа-Жака Дантона. Несмотря на то, что художница выставлялась с 1793, умерла художница в нищете, по всей видимости, не сумев уловить новых стилевых веяний.

Художница и гравёр Женевьева Броссар де Больё (1755-1832) была более амбициозна, чем Леду и стремилась к официальному признанию. Училась она сначала у своего отца Луи Броссар де Болье, потомственного художника, который в основной писал портреты и занимался скульптурой. У Грёза она обучалась навыкам исторической живописи. Благодаря поддержки академиков живописи она получила членство в объединении художников "Академия Св.Луки" в Риме. Известно, что в юности у нее занимался будущий скульптор Шарль Дюпати. В Лилле она открыла бесплатную школу рисования для девочек. После реставрации Бурбонов художница получала пожизненную государственную пенсию.

Броссар де Больё Женевьева. Граф Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз. 1778.
Броссар де Больё Женевьева. Граф Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз. 1778.

Констанция Майер (1775 - 1821) происходила из состоятельной буржуазии, она занималась в Мастерской Грёза, затем была одной из учениц художественной школы в Лувре. Ее главным учителем и спутником жизни стал другой художник и преподаватель - Пьер-Поль Прюдон. Они даже написали несколько полотне вместе. Такой союз накладывал на ее работы покровительственную тень, а привязанность традициям мастера заставлял общественность усомниться в ее таланте. В 1821 году после конфликта с любимым художником, который так и не женился на ней после стольких лет вместе, 46-летняя Констанция кончает жизнь самоубийством, перерезая горло бритвой. Прюдон устраивает посмертную выставку ее работ. Он не справляется с горем и вскоре сам умирает. Похоронен живописец в одной могиле с Майер на кладбище Пер-Лашез.

Еще одна известная французская художница Элизабет Виже-Ле Брён (1755-1842), не была ученицей Грёза, но в литературе указывается, что, во-первых, мастер отмечал ее работы и даже консультировал молодую художницу, а, во-вторых, их манеру письма нередко сравнивают.

В Россию Виже-Либрён приезжала неоднократно, первый раз после революции и казни ее заказчицы Марии-Антуанетты. В воспоминаниях она писала о конце старого порядка: " женщины правили тогда, революция свергла их". Когда она бежала из Парижа, прикинувшись простой рабочей, солдат узнал ее и сказал: " вы не рабочая, вы мадам Лебрен, которая рисует в совершенстве". Это оценили и при дворе в Петербурге, наградив ее званием Академика Императорской академии художеств (говорят, она была членом 8 Европейских АХ !).

После нее второй женщиной-академиком Петербургской АХ стала шотландская портретистка Кристина Робертсон (1796-1854), которая работала при императорском дворе и сейчас довольно много ее работ сохранилось в музеях. Главными моделями для нее были, конечно, царские особы, особенно жена Николая I Александра Федоровна и ее дети, в том числе Мария Николаевна, которая была президентом АХ в 1852—1876 годы, став первой женщиной на этом посту.

И здесь я хочу перейти к русской части этой женской художественной истории...

У выдающегося живописца XIX века и главного московского портретиста Василия Тропинина (1780(76) - 1857), как и у многих видных русских мастеров XIX века, были ученики. Первым и, наверное, самым главным, учеником был сын художника – Арсений (1809-1885), который даже получил звание неклассного художника.

Также у живописца брали уроки рисования дети графа Ираклия Моркова, чьим крепостным был Тропинин. Особенные успехи делали дочери графа Варвара, Наталья и Вера. В те времена дворянские отпрыски получали прекрасное домашнее образование, которое включало не только языки и науки, но и искусства. В Третьяковке даже есть тропининский семейный портрет Морковых и гувернантки Боцигетти во время урока рисования (сама вещь находится в запасниках, а в интернете есть только фото до реставрации - в очень плохом состоянии, поэтому я ее здесь не привожу). Тропинин барских детей очень любил - он создал множество портретов членов этого семейства (кроме матери!), и все они наполнены теплыми чувствами. Рисунки, созданные младшими Морковыми под руководством Тропинина, так и остались в семье (неизвестно, сохранились ли они до сих пор).

Но были среди учениц Тропинина и более "публичные" художницы (специально не говорю "профессиональные", т.к. о зарабатывании художествами средств речь не идет). В 1869 году в приложении к "Московским ведомостям" были опубликованы воспоминания неизвестной художницы " ... вой" о Тропинине. Вот как она описывает встречу с ним: "Из маленькой комнаты вышел в гостиную Василий Андреевич. Я остановилась, как вкопанная; передо мной стоял пожилой человек (так мне тогда показалось) среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках, с добродушной улыбкой, и халате, с палитрой в руке. «Милости прошу,— заговорил он,—молодая художница! Дай бог вам успеха. А мы со своей стороны будем помогать вам, как смыслим». Я молчала и глотала слезы, так велико было мое волнение. ...«Хотите, я при вас поработаю,—сказал он и сел за мольберт, взял кисть, начал работу и при каждом прикосновении кисти к полотну толковал мне, почему и для чего он так делает. Указывал на натуру, и, действительно, у пего из-под кисти выходило живое кружево. ...Наконец приехал Василий Андреевич и занялся моими рисунками и портретами. Подробно, штрих за штрихом осматривал он и толковал мне, что хорошо и что дурно и почему. Каждое прикосновение кисти проследил он и тоже толковал, чего нужно избегать, чего держаться. Чтобы поправить кисть, он советовал пописать с хороших оригиналов". Автор этих строк - Татьяна Алексеевна Астракова (1814-1892), которая больше известна своими литературными произведениями, чем изобразительными. Исследовательница творчества Тропинина А.Амшинская указывает, что в ранние годы девушка была ученицей Якова Аргунова. Описываемые встречи с Тропининым происходили в 1830-е -1840-е годы, период высшего расцвета мастерства Тропинина. Как правило, он отказывался брать учеников, считая, что серьезные занятия будут отрывать его от творчества, а легко и несерьезно он сам не сможет отнестись к этому процессу. Хотя был в его жизни период (после 1833 года), когда он на добровольных основах, не числясь официально преподавателем, занимался со студентами в художественном классе, который затем трансформировался в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Видимо, одной из его подопечных там и стала Астракова.

Известной ученицей Тропинина была Любовь Степановна Стромилова (1813-1894), в замужестве Бороздна. Мужем ее был поэт Иван Петрович Бороздна, с которым они разъехались в 1840-х гг. Ее успехи в рисовании были замечены еще в детстве, поэтому ей нужен был частный педагог и им стал Тропинин. Он создал прекрасный портрет молодой девушки, изобразив ее как художницу со всеми атрибутами живописного творчества, что очень важно для того времени. Затем в Риме она брала уроки у Карла Брюллова, который также высоко определял ее дарование. Мастерство художницы-любительницы можно оценить по портрету ее сестры, который долгое время считался работой Брюллова, а не Бороздны-Стромиловой. Она много занималась творчеством, посещала светские мероприятия, была членом Московского общества любителей художеств.

Строго говоря, первой признанной русской художницей стала Евдокия Михайловна Бакунина (1793-1882), которая училась в рисовальном классе для девочек при Академии художества и затем первой получила медаль от АХ и была направлена в "пенсионерскую" поездку, то есть стажировку, в Италию и Францию, откуда она вернется только в 1840-х.

Соколов П.Ф. Евдокия Михайловна Бакунина. Бумага, акварель. Музей В.А.Тропинина.
Соколов П.Ф. Евдокия Михайловна Бакунина. Бумага, акварель. Музей В.А.Тропинина.

Подводя итоги, стоит сказать, что французские художницы еще несколько столетий назад получали заказы и могли обеспечить свою жизнь творчеством. В России это стало возможным много позже. Изначально к обучению живописи имели доступ только богатые и знатные особы. Даже когда в Императорской академии художеств открыли набор женщин в качестве вольнослушательниц для получения профессионального художественного образования (1842), доступ туда был далеко не у всех.

Другая история - дочки художников, например, миниатюристка Екатерина Лембке, дочь медальера Лебрехта или дочь Венецианова Александра, которые проявляли талант, обучались дома и затем помогали своим отцам в работе. И еще одна категория художниц - копиистки, которые не могли заработать на жизнь своими работами и создавали на заказ копии картин известных авторов-мужчин. Изменилась ситуация только в ХХ веке.

Пиратский Карл. Девушка за мольбертом. 1838. Музей В.А. Тропинина. Увидеть его можно будет на выставке "Русский романтизм. Графика" в музее с 15 июля 2020.
Пиратский Карл. Девушка за мольбертом. 1838. Музей В.А. Тропинина. Увидеть его можно будет на выставке "Русский романтизм. Графика" в музее с 15 июля 2020.

Спасибо за внимание!