Автор Диана Кабардинцева
Белоснежные мраморы, чистейшие линии и профили, невидящие глаза без зрачков и хрусталиков,— вот она, казалось бы, античная Греция. Но мало кто задумывается о том, что греческая скульптура до нас дошла в виде римских мраморных копий с бронзовых оригиналов. А ведь это принципиально разные материалы.
Греки стремились к максимальной схожести с живыми моделями и бронза позволяла им это. Она сильнее отражает свет, и плоскости таким образом оживляются бликами. В мраморной копии подобные эффекты отсутствуют, и впечатление от этого значительно теряет в своей силе. Кроме того, бронзовый оригинал не нуждался во всякого рода подпорках, необходимых для фигур из легко ломающегося мрамора, что дает бронзе определенные преференции в художественной выразительности.
Почему же мы видим в музеях так много мраморных скульптур и гипсовых слепков и практически не видим бронзовых греческих оригиналов? Все очень просто. Бронза дорогой металл, из нее можно делать оружие, например пушки. Поэтому те крохи греческих бронз, что дошли до нас, имеют романтическую историю обнаружения.
Чаще всего греческие статуи "прятались" от переплавки под водой. Самая свежая из подводных находок это так называемый Хорватский Апоксиомен, обнаруженный в 1996 года туристом-дайвером возле Малого Лошиня в Хорватии.
Статуя лежала на песчаном дне, между двумя камнями на глубине примерно в 45 м. Соединение между головой и шее полностью разрушилось, и голова лежала отдельно от тела.
На основании результатов исследований, проведенных к настоящему моменту, можно предположить, что статуя была частью груза какого-то римского корабля. Скорее всего его сбросили в море как балласт и бедняга Апоксиомен пролежал на дне Адриатики 2 тысячи лет, покрываясь ракушками.
Статуя состоит из семи отдельно изготовленных частей (ног, рук, торса, головы и гениталий) и базы. Она была изготовлена методом литья по выплавляемой модели и древние литейщики сталкнулись с определенными трудностями при выплавке, поскольку им пришлось потом наложить сотни маленьких заплаток, чтобы спрятать дефекты. Выяснилось, что до "утопления" статуя пролежала на земле достаточное время, чтобы какие-то мелкие грызуны построили внутри нее гнездо. Образцы этих материалов датируются между I в. до н. э. и II в. н. э. (20 г. до н. э. — 110 г. н. э.). Так что, видимо, это был какой-то неликвид, возможно с повреждениями, который выкупили или украли (обычное дело!) римляне и везли продать какому-нибудь любителю греческих древностей, но буря нарушила их планы.
Поскольку Апоксиомен лежал на спине, задняя часть сохранилась хуже, и к счастью для нас, поскольку лицо сохранилось практически идеально.
Кто же он? Апоксиомен это не имя, а деятельность. Буквально «тот, кто скребет». Атлет, счищающий специальным инструментом - стригилем песок и грязь после соревнований, был популярной темой для изображения в Древней Греции. Бронзовые статуи апоксиоменов ставили в палестрах, где мужчины делали физические упражнения. Видимо, для мотивации:-)
Считается, что самой известной скульптурой Апоксиомена в античном мире была статуя Лисиппа, которую он изваял из бронзы около 330 г. до н.э. Бронзовый оригинал ее был утерян, но в своей «Естественной истории" Плиний Старший писал, что Марк Випсаний Агриппа поставил этот шедевр в Термах Агриппы в Риме около 20 г. до н.э. Забавно, что император Тиберий так увлекся лицезрением этой скульптуры, что даже убрал ее к себе в спальню. Однако народу Рима это не понравилось. Во время гладиаторского боя, на котором присутствовал император, раздались крики: «Верни нам нашего Апоксиомена» и император заменил его копией.
Тип Апоксиомена в Древней Греции был столь распространен, что нам повезло иметь целых восемь его версий в разных музеях мира. Причем три из них в бронзовых копиях, две из которых в полный рост - это наш "хорват" и Апоксиомен из Эфеса, который хранится в Kunsthistorisches Museum в Вене.
А Хорватия все-таки поближе, чем США, поэтому на нашего героя можно съездить и посмотреть в городе Мали-Лошинь. Там ему построили отдельный музей, где "в сопровождении запахов средиземноморских растений, под музыку моря", как сообщает музейный сайт, можно на него посмотреть. А на крыше музея для посетителей открыта смотровая площадка и ресторан. Не знаю, как вам, а мне определенно надо в Хорватию!
Подписывайтесь на мой канал! А еще у меня есть телеграм, где нескучно и с огоньком я пишу об истории искусства, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Мне нравится находить вокруг следы прошлого и рассказывать о том, что мы связаны с минувшими эпохами сильнее, чем может показаться.