Альбер Камю — французский философ, мыслитель, автор многочисленных книг и мемуаров.
Камю родился 7 ноября 1913 года в городе Мондови (Алжир). Через год его отец погиб, и семья оказалась в бедственном материальном положении. Скорее всего будущий философ остался бы без образования, если бы школьный учитель не уговорил родных отправить его в лицей. Во время учебы Камю активно занимался спортом, который в 1930 году пришлось оставить из-за туберкулеза. Кроме того, болезнь помешала молодому человеку попасть в армию.
Отучившись на факультете философии в университете Алжира, Альбер Камю занялся общественной, театральной, а также литературной деятельностью. В 1936 году он организовал передвижной «Театр труда», где был режиссером и актером. Вскоре он опубликовал сборник лирических эссе «Изнанка и лицо», а затем — роман «Бракосочетание». С 1938 года Альбер занимал пост редактора различных периодических изданий.
В 1950-е годы философ стремился к независимости, всячески избегая «партийной принадлежности». В этот период вышла книга «Бунтующий человек», которая осуждала диктатуру и тоталитаризм. В 1957 году Камю стал лауреатом Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
За годы деятельности Альбер Камю опубликовал десятки эссе, романов, рассказов, а также несколько книг с мемуарами. Самыми популярными считаются следующие работы автора: «Чума», «Падение. Изгнание и царство», «Запад. Совесть или пустота?», «Посторонний».
4 января 1960 года Альбер Камю вместе с семьей друга попал в автомобильную аварию. Его похоронили на французском кладбище в Лурмарене.
Изнанка и лицо
В эту книгу вошли классические произведения Альбера Камю из сборников «Изнанка и лицо», «Лето» и «Брачный пир».
Эссе — жанр, занимавший в творчестве Камю особенное место. Жанр, к которому он обращался снова и снова на протяжении всей своей жизни и в котором чувствовал себя, пожалуй, наиболее свободным — и как философ, и как писатель.
Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула
В этот сборник вошли три знаменитых произведения Камю. «Посторонний» — дебютная повесть молодого писателя, своеобразный творческий манифест. Понятие абсолютной свободы — основной постулат этого манифеста. Героя этой повести судят за убийство, которое он совершил по самой глупой из всех возможных причин. И это правда, которую герой не боится бросить в лицо своим судьям, пойти наперекор всему, забыть обо всех условностях и умереть во имя своих убеждений.
«Миф о Сизифе» — философское эссе, в котором автор представляет бессмысленный и бесконечный труд Сизифа как метафору современного общества. Зачем мы работаем каждый день? Кому это нужно? Ежедневный поход на службу — такая же по существу абсурдная работа, как и постоянная попытка поднять камень на гору, с которой он все равно скатится вниз.
«Калигула» — пьеса, посвященная римскому императору, он представлен в ней не как исторический персонаж, жестокий тиран, загубивший тысячи жизней, а как человек абсурда и носитель метафизического бунта. Это трагическая история о человеке, который поставил идеалы выше собственной жизни и погиб за них.
Бунтующий человек. Недоразумение
В эту книгу вошли два произведения Камю, совершенно разные по жанру, но в равной степени значимые как для его творчества, так и для французского экзистенциализма в целом.
Что может объединять эссе, написанное на стыке литературоведения и философии, и пьесу, являющуюся современной трагедией рока?
Одна из главных идей Камю, положенная им в основу его писательской и философской экзистенциалистской концепции, — идея бунта. Бунта, пусть трижды обреченного на неудачу, но побуждающего человека, который желает сам управлять своей судьбой, на борьбу против законов общества.
Осмысленная жизнь, по Камю, невозможна без борьбы, как невозможна борьба без воли к свободе, снова и снова ставящей перед нами «проклятые» вопросы бытия.
Падение. Изгнание и царство
«Падение» — последняя законченная повесть А. Камю. Пытаясь ответить на вечный вопрос: «В чём смысл человеческого существования?» — писатель выбирает форму монолога-исповеди героя. Камю обнажает наиболее страшные человеческие пороки, которые не поддаются осуждению судом как инстанцией, но противоречат добродетели. Главный герой повести, осознав себя как лицемера и грешника, не отказывается от своей сути, а находит оправдание для продолжения привычной ему жизни… Недаром Жан-Поль Сартр характеризовал повесть, как «самую красивую и наименее понятую» книгу А. Камю.
Чума
В город приходит страшная болезнь — и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики «прочитывают» в романе события во Франции в период фашистской оккупации.
Эти и другие романы Камю читайте и слушайте в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!