Из всех российских ведущих Александр Гарриевич Гордон долгое время был моим любимым. Эта статья - одновременно пасквиль и ода, а также элегия по поводу навсегда ушедшей эпохи авторского телевидения.
Как всё начиналось?
С 1989 по 1997 Гордон вместе с семьёй живёт в Америке. Он пробует обустроиться в неродной стране, работая то разносчиком пиццы, то настройщиком кондиционеров. Однако у Александра Гарриевича всё-таки получается пробиться на телевидение и он даже организовывает свою компанию.
Жизнь в Америке и стала темой первой телевизионной программы Гордона, которую он называл "самой телевизионной" из всех созданных им когда-либо. Она называлась "Нью-Йорк, Нью-Йорк".
После возвращения. "Хмурое утро"
В 1997 году в эфире "Серебряного дождя" появляется программа "Хмурое утро", которая уже своим названием не вписывается в канон утренних передач.
Однако мне намного милее телевизионная версия "Хмурого утра", которая выходила с 2001 по 2002 год на канале M1. Вот это была поистине "антителевизионная" вещь!
В эфире вас встречал человек, которого, кажется, только что разбудили и заставили вести программу.
На самом деле, так оно и было. Гордон почти весь трёхчасовой эфир пытался проснуться, выпивая одну за другой чашки кофе и куря сигареты. При этом он умудрялся провокационно беседовать со своими гостями и издеваться над участниками передачи, одной из которых, к слову сказать, была всем сегодня известная Катя Гордон.
Гордон в "Гордоне"
Гордон вообще часто пользовался своим именем (а скорее фамилией) в названиях своих передач. Это началось ещё с "Гордон Жуана", неизвестной передачи, снятой в количестве всего двух выпусков.
Но была у Гордона передача, которая просто так и называлась: "Гордон". Я считаю, что это была великая передача, подобной которой сегодня вряд ли что появится. А идея была крайне простая: в студию, уютно освещённую тусклыми прожекторами, приходят учёные и рассуждают о научных проблемах, непонятных простому смертному.
Однако мне, человеку далёкому от науки, это было крайне интересно наблюдать. Привлекала атмосфера этой студии, привлекал стиль ведущего, которой только и делал, что слушал.
"Гордон Кихот" и "Закрытый показ"
Вот ещё две передачи, которые я бесконечно любила.
"Гордон Кихот", по выражению самого Гордона, "пожалуй, самая субъективная передача на российском телевидении". Её автор и ведущий, как Дон Кихот, сражался в студии с ветряными мельницами, в роли которых выступали такие личности, как М. Задорнов, К. Собчак, В. Ерофеев, В. Жириновский, Н. Михалков и другие.
Парадокс заключался в том, что несмотря на очевидную ересь, которую несли все вышеперечисленные товарищи, их невозможно было победить, как невозможно справиться с ветряными мельницами.
А "Закрытый показ" - это ещё одна гордость нашего российского телевидения. Редко, переключая каналы, увидишь авторское кино, которое, как любил говорить Гордон, "оценивать только нам, потому что оно снято про нас".
Как и в "Гордон Кихоте", автор делит участников программы на защитников и критиков обсуждаемого фильма, из-за чего зачастую обсуждение было интереснее смотреть, чем сам фильм.
А потом что-то пошло не так. Появилась программа "Они и мы", потом "Мужское-женское", и я перестала узнавать Гордона и перестала смотреть программы с его участием. Чтобы окончательно не разочароваться в этом ведущем. Прекрасном ведущем, но, видимо, уже в прошлом.