Учебный 2019/2020 учебный год закончился дистанционно. Этот опыт – хорош ли он, плох ли – уникален. Для некоторых семей обучение вне стен школы нормально. Эти семи осознанно и взвешенно пришли к выбору семейной формы обучения своих детей. Для всех остальных это стало полной неожиданностью.
В части школ уроки шли пусть онлайн, но по расписанию, учителя объясняли материал, ученики могли уточнять непонятное и задавать вопросы педагогам. В части школ все взаимодействие между учениками и учителями свелось к обмену заданиями и ответами на них. Годовые оценки детям вывели, рассчитав среднее арифметическое по результатам трех ученых четвертей, которые дети окончили в обычном режиме. И многих родителей по обыкновению разочаровали оценки в дневниках.
Почему так происходит?
У школьной неуспеваемости много причин. Вот наиболее распространенные из них:
- Усталость. Дети устают от внешкольной нагрузки (кружки, секции, дополнительные занятия с репетитором). Несмотря на то что четвертая четверть прошла в режиме самоизоляции, многие организации дополнительного образования оказывали услуги дистанционно. Потому нагрузка на детей почти не уменьшилась. Плюс стресс от резкого изменения условий обучения усугубил их душевное состояние. На будущий учебный год по возможности оставьте ребенку два кружка, один из которых должен быть связан с физической активностью. Вообще умственное перенапряжение отлично «лечится» физическими упражнениями, поэтому в распорядке дня ребенка обязательно должно быть предусмотрено время для прогулок и занятий спортом. И чем младше ребенок, тем больше ему нужно двигаться.
- Недостаток музыки в жизни ребенка. Занятия музыкой благотворно влияют на головной мозг и психику человека, структурируют получаемую постоянно информацию, тренируют внимание, память и воображение. Даже просто прослушивание любимой музыки, которое родители считают баловством и тратой времени, помогает ребенку избавиться от нервного напряжения и отдохнуть.
- Избыток компьютерных игр. Когда ребенок заменяет настоящую игру виртуальной, у него не «работает» воображение и творческое мышление. Дети, которые много времени проводят в играх за компьютером (телефоном, планшетом), не успевают по точным наукам, не умеют писать сочинения и плохо рисуют.
- Недостаток белковой пищи, сложных углеводов и чистой воды. Если ребенок привык утолять голод фаст-фудом, а жажду – сладкими напитками, то ждать от него хороших результатов в учебе не стоит. Для активной работы мозга нужны белок, фосфор, калий, магний, витамины группы В. Кроме того, мозгу нужна чистая питьевая вода.
- Неблагоприятная атмосфера дома. Если ребенок живет в постоянном стрессе, он не будет успешен ни в одной сфере жизни. И неважно, чем вызван стресс: разводятся ли родители, пьет ли отец, ругаются ли мама с бабушкой, требуют ли с него отличной учебы. Любой стресс снижает умственную активность, ухудшает сопротивляемость организма инфекциям, угнетает нервную систему.
- Неблагоприятная атмосфера в школе. Родители должны быть в курсе школьных дел ребенка, знать, с кем он дружит, а с кем – нет и почему. Важно знать об отношениях с учителями. И если возникает проблема, то решать ее, не дожидаясь усугубления ситуации, подключая педагогов, психологов и других людей, которые могут в этом вопросе помочь.
- Отсутствие мотивации к хорошей учебе. Любой труд должен быть вознагражден. И речь сейчас не о денежном вознаграждении. Дело в том, что ребенку важно видеть, как его оценкам рады родители, чувствовать, как им гордятся. Это лучшая плата за хорошие оценки.
- Обыкновенная скука. Ребенку попросту скучно изучать школьную программу по учебникам, качество которых снижается с каждым переизданием. Подбирайте обучающие фильмы по темам, которые проходит сейчас ребенок, посещайте музеи с тематическими экспозициями (многие из них можно «посетить» даже в условиях самоизоляции – онлайн), просматривайте вместе экранизации произведений из программы по литературе и спектакли по ним. Учеба тогда пойдет впрок, когда станет приносить удовольствие.