У этого немногоквартирного дома под номером «1-а», что стоит на Выборгской улице, есть несколько неофициальных названий — Плоский дом, Дом — утюг, Дом без стены, Карточный домик, а ещё, пожалуй, самое интригующее – Ведьмин дом. В чём же секрет, и почему, казалось бы, обычный жилой дом имеет столько разнообразных имён? Попробуем разобраться.
На самом деле дом выборгского архитектора Эдуарда Диппеля, постройки 1898 года, не такой уж и обычный. Нет, к утюгам данное строение никакого отношения не имеет, как и к отсутствию стен, в кадастровом паспорте, что хранится в коммунальном отделе мэрии Выборга, они все указаны, вместе с габаритами и прочими архитектурными изяществами неоготики, что очень удачно подчёркивает башня на углу здания и треугольные фасады чердаков.
Что до ведьм, которые якобы здесь обитают, обитатели дома дали довольно противоречивую информацию. Некоторые жильцы, в основном мужчины, ссылались на некую даму, проживающую в квартире, впрочем, не важно, в какой, она, по их мнению, настоящая ведьма, а когда вечерами её навещают подруги, рассказывали они, то дом превращается в настоящий Содом и Гоморру.
Однако замечу, что подобная история из жизни ведьм весьма характерна для современного урбанистического общества, любой мало-мальски приличный дом таких вам расскажет десятки, иногда даже больше количества самих квартир, прямо дьявольщина какая-то. Другое дело в прошлые времена, когда отсутствовало электричество и автомобильный транспорт, тогда ведьмы летали на мётлах, при этом, как утверждали классики, совершенно обнажёнными, впрочем, мы несколько отвлеклись, вернёмся к нашему дому.
Секрет странных названий его открывается очень просто, надо лишь встать на определённую точку на мостовой рядом с домом, ни метром вправо, ни метром влево, конечно предварительно внимательно осмотревшись по сторонам, некоторые ведьмы и их приятели ещё ездят на автомобилях, и устремить свой взор на угол дома. И тут-то вы всё непременно поймёте, и воскликните нечто: «Ба! А дом, действительно, без стены!»
Сегодня мы уже вряд ли узнаем о чём думал Эдуард Диппель, когда создавал план своего архитектурного творения, и почему один из его углов получился чрезвычайно острым. Создаётся впечатление, что строение абсолютно плоское, как лист бумаги. И как здесь не вспомнить ведьм, видимо в числе знакомых архитектора такая имелась, своего рода Муза, но с незаконченным геометрическим образованием. Вот уж правду говорят, без женщин жить нельзя, а от себя добавлю: без них одни углы раздора.
По поводу странной стены у меня есть своя версия. Архитектор, проектируя дом, был вынужден экономить на строительных материалах, а потому строение, изначально, было вообще без стены. И всё было бы так хорошо, но вмешалась природа, наступила зима, жильцы стали мёрзнуть, болеть. Слабые начали съезжать, другие, которые уже не могли, засучив рукава, взяли в руки мастерки и лопаты, и принялись ставить стену. Конечно, далеко не все из них оказались архитекторами, как и каменщиками, однако ближе к весне столь необходимая стена появилась.
Вот после этого и стали селиться в доме, на освободившиеся жилплощади, некие женщины. Отчего их впоследствии стали называть ведьмами, не знаю, вероятно, причина была.
В настоящий момент дом под номером «1-а» по Выборгской улице выглядит, мягко говоря, непрезентабельно. Обилие всевозможных антенн на давно не ремонтируемых стенах не придаёт дому шарма, а его ведьмам романтики. Уж не знаю, какие они передачи телевизионные смотрят, но явно не «Ремонт своими руками».
И последнее:
Уже покидая Ведьмин дом, в одном из окон, совершенно случайно, мной была замечена некая дама, гражданка средних лет с ярко-рыжими волосами с чёрным котом на руках. Цвет глаз незнакомки разглядеть не удалось, как и узнать, имеется ли в её квартире метла, список жильцов на дверях дома отсутствовал. Вероятно, дом своих тайн первому встречному пешеходу не открывает.