Найти тему
Райт Рина

Пусть время обо мне молчит. Пускай легко рыдает ветер резкий...

"Иосиф Александрович Бродский терпеть не мог рок-н-ролл, считал его неорганизованным шумом. Исключение делал для «Битлз», чью Yellow Submarine перевел (вы будете смеяться: перевод был опубликован в пионерском журнале «Костер») и даже пел на людях, будучи уже в эмиграции" - пишет спецкор Новой газеты Ян Шенкман. "На остальное же реагировал крайне резко и даже слышал в этом что-то апокалиптическое:

"Выросшая на базе рок-н-ролла электронная муза — явление пророческое. <…> Ритм буги-вуги уже содержал в некотором роде пророчество атомной бомбы. Это полный распад всего и вся… <…> Чистая агрессия, чистый ритм или чистая аритмия (ибо нет точек опоры). Обесчеловеченность — когда сознание не соответствует движению…"

А вот рокеры Бродского любят, несмотря ни на что. Русские – уж точно. И даже понятна причина: русский рок за редкими исключениями принципиально литературоцентричен. Наши, может быть, не так круто играют, как западные коллеги, и не такую оригинальную музыку пишут, но в литературе разбираются хорошо.

Поют его давно и всерьез. За последние тридцать лет сложился канон под условным названием «Бродский и рок». Сегодня, в день рождения поэта, предлагаю послушать лучшие образцы:

Мегаполис. Рождественский романс.

Земфира. Джозеф.

Александр Васильев. Конец прекрасной эпохи.

Нойз. МС. В темноте.

Диана Арбенина. Я всегда твердил.

Петр Мамонов. Диалоги с Волковым.

Сурганова и оркестр. Неужели не я...

Вася Обломов. Когда-нибудь...

Анатолий Крупнов. Мексиканское танго.

Видео всех композиций можно найти на YouTube.

Но хотелось бы рассказать не только о видео по стихам Бродского, а о фильме Екатерины Гордеевой, размещенном на канале "ЕщеНеПознер", и снятый к 75-летию поэта, но вышедший только теперь, к его 80-летию.

Как сказала автор фильма:

"Иногда я думаю, что может и хорошо, что так вышло.

Формально "Дети Иосифа" — история о путешествии вещей поэта из его последнего дома в первый. Но вообще — о нас: целом поколении людей, на чью жизнь Бродский повлиял бесповоротно и ошеломительно. Но лично — никогда не виделись, не слышали его голоса, не искаженного записью.

Речь об очень разных людях, они есть внутри фильма: Алексей Улюкаев (тогда он еще был министром, а после работы спокойно писал стихи) и Вася Обломов, Вера Полозкова и Анатолий Чубайс, Чулпан Хаматова и Илья Новиков (он еще не стал защищать летчицу Савченко), Ксения Раппопорт и Нюта Федермессер, Дима Билан и Константин Мурзенко, много разных людей: говорят о благодарности, спорят, прощаются, просят прощения.

Специально для фильма музыку написал Олег Нестеров."

Ну и напоследок немножко стихов Бродского:

Бессмертия у смерти не прошу. Испуганный, возлюбленный и нищий, — но с каждым днём я прожитым дышу уверенней и сладостней и чище.

Как широко на набережных мне, как холодно и ветрено и вечно, как облака, блестящие в окне, надломленны, легки и быстротечны.

И осенью и летом не умру, не всколыхнётся зимняя простынка, взгляни, любовь, как в розовом углу горит меж мной и жизнью паутинка.

И что-то, как раздавленный паук, во мне бежит и странно угасает. Но выдохи мои и взмахи рук меж временем и мною повисают.

Да. Времени — о собственной судьбе кричу всё громче голосом печальным. Да. Говорю о времени себе, но время мне ответствует молчаньем.

Лети в окне и вздрагивай в огне, слетай, слетай на фитилёчек жадный. Свисти, река! Звони, звони по мне, мой Петербург, мой колокол пожарный.

Пусть время обо мне молчит. Пускай легко рыдает ветер резкий и над моей могилою еврейской младая жизнь настойчиво кричит.

1961 (?)