В этом году фантастической ленте «Война миров» исполняется 15 лет. Разбираемся, как Стивену Спилбергу, Деннису Мирену и команде ILM удалось перенести на большой экран роман Герберта Уэллса Когда вариация Джорджа Пала на тему классического произведения Герберта Уэллса вышла на экраны в 1953 году, Деннису Мирену, постановщику специальных и визуальных эффектов, было семь лет. «Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, — говорит он. — Для меня это всегда был проект мечты. И вот, неожиданно, Стивен Спилберг позвонил мне в июне 2004. Я не знал, что он разрабатывал этот проект, фильм просто «свалился» на меня с неба».
Лоис Беруэлл
Кроме своих старых знакомых из команды ILM Спилберг привлек к проекту оператора-постановщика Януша Камински, чью документальную манеру съемки планировал использовать, перенеся персонажей знаменитой книги в современный мир. Спецэффектная команда состояла из супервайзера механических эффектов Дэниела Судика, мастеров студии Стэна Уинстона и студии Стива Джонсона Edge FX, а также Harlow FX — все они занимались пластическим гримом под руководством гримера-супервайзера Лоис Беруэлл.
Для фильма были сделаны аниматики, поскольку некоторые сцены были крайне сложнопостановочными. Аниматор-превизуализатор Дэн Грегори сам ездил на локации для съемки и собирал данные по размерам и форме объектов, чтобы потом выстроить грубую 3D-визуализацию всех съемочных площадок. Режиссер использовал эти превизы для знакомства с площадками и выстраивания ключевых ракурсов съемки.
«Мы не были уверены, что Стивен будет придерживаться превизов, — говорит Деннис Мирен. — Это необычно для него. Я думал, что он будет снимать "от бедра". Но он почти точно придерживался превизов в большинстве сцен. Это дало нам возможность больше сконцентрировать внимание на работе».
Чтобы разделить объем работы, Мирен позвал на помощь Пабло Хелмана (того самого, который в прошлом году омолаживал персонажей «Ирландца» (2019)). Команда Мирена делала экшн-сцены с треногами, включая атаку на паром. Команда Хелмана делала сцены с щупальцами и самих инопланетян. Два CG-супервайзера во главе этих команд — Майкл Ди Комо и Курт Майаширо также заведовали внедрением новых инструментов, которые команда ILM разрабатывала несколько лет и теперь готова была использовать во всю мощь.
Новый пайплайн на основе Zeno позволял создавать ландшафты и работать с мачмувом (синхронизацией движения), анимацией, симуляциями, цифровыми дорисовками и освещением на одной платформе. И если нужно было добавить какие-то царапины или разрушения в кадр, вся сцена обратно во Viewpaint не отправлялась, а все нужное дорисовывалось прямо в Zeno.
Открывающая сцена была сделана компанией Picture Mill. Это был пересказ из книги Уэллса с изображением компьютерных микробов, который предвосхищал дальнейшую историю. В картине Спилберга инопланетяне были не с Марса, потому что мы уже видели Марс и знали, что с него ничего прилететь не может. Кроме этого, историю Уэллса также осовременили тем, что теперь инопланетяне путешествовали с помощью сильных электромагнитных разрядов.
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
В одной из первых сцен фильма Рэй Ферриер в исполнении Тома Круза наблюдает за атмосферным явлением — странной формацией облаков. ILM отсняли плейты на локации в Нью-Джерси, потом создали этот эффект, намеренно отойдя от стилистики съемки облаков в аквариуме. Такие облака можно видеть в более ранних фильмах Стивена Спилберга, например, «Близкие контакты третьей степени» (1977) и «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981).
«В последний раз я снимал облака в аквариуме для фильма "День независимости", — говорит Пабло Хелман. — Эти эффекты выглядят красиво, но их сложно кеить и подвергать манипуляции после того, как движение жидкости полностью выстроено».
Вместо этого художники взяли вату и осветили ее изнутри.
«Стивен не хотел, чтобы свет переходил из одного слоя в другой, — продолжает Пабло. — Он хотел видеть твердую форму со светом внутри».
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
Поэтому кинематографисты отсняли эту вату с контровым светом, светом внутри и спереди, а потом обработали их с помощью системы Inferno, чтобы органично перемешать слои.
На этом фильме команда Мирена старалась работать с отснятым материалом, добавляя компьютерную графику только там, где это было необходимо.
Спилберг снимал эту картину в документальной манере и длинными дублями. Так съемка расходящихся от дыры трещин на дороге была сделана на локации в Байонне. Для создания, собственно, трещин команда ILM применила технологию, использованную в фильме «Звездные войны: Месть ситхов» (2005) — процедурную генерацию трещин в Maya. На первых кадрах с трещинами также использовали симуляцию твердых тел в Zeno.
Что же касается трещин, которые бегут по фасаду церкви, их сняли на макете, созданном командой супервайзера миниатюр Стива Гоули. Команда построила фотореалистичную церковь и ее окружение в масштабе 1:16. При помощи компьютерной симуляции трещин, команда Стива заранее разрезала модель лазером в нужных местах. Так были созданы разные стадии разрушения. После чего была сделана компьютерная 3D-геометрия и на нее спроецировали текстуры, которые отсняли на макете. Эту геометрию потом соединили с кадрами реальной церкви. Таким образом, часть церкви в этих сценах – реальная, а часть – компьютерная модель с реальной текстурой.
Дыру в асфальте на перекрестке тоже снимали в миниатюре. Съемку вели со скоростью 96 кадров в секунду на улице в солнечную погоду. После чего эти кадры дорабатывали на компьютере.
Треножники
Треножники, которых мы видим в 123 шотах фильма, были главной головной болью дизайнеров. Над ними работали художник-постановщик Рик Картер, Даг Чен и его команда и арт-директор ILM Кристиан Олзман.
«В фильме 1953 года треножники не ходили, — рассказывает Деннис Мирен. — Тогда спецэффектники не знали, как заставить их ходить, поэтому они перемещали их на тросах по воздуху. Стивен все время возвращался к идее шагающих треножников, а я боялся, что они будут выглядеть, как нечто, вышедшее из Викторианской эпохи, а не как современные аппараты».
3D-модель треножника (с 24 щупальцами, движущейся головой и ногами), которую построили в Maya, помогла выстроить композицию кадра на каждой локации, потому что дала правильный масштаб инопланетных существ по отношению к пейзажу. Моделлеры дополнили ее твердой поверхностью, команда по созданию существ выстроила риги и 19 аниматоров вдохнули в нее жизнь, создав нечто среднее между существом и машиной.
Референсами для создания этих инопланетян были морские существа. Эти треножники имели тонкие ноги и двигались, будто слегка в замедленном кино, как медузы, но при этом они должны быть убедительными в земной гравитации.
Изначально они выглядели, будто отлиты из бронзы, но их внешний вид начал меняться, когда команда ILM начала получать отснятый материал. Деннис решил, что они должны выглядеть, будто сделанные из какого-то инопланетного сплава. VFX-художники создали специальный шейдер с радужными отливами и эффектом матового стекла с еле видным свечением изнутри.
После чего треножники были отрендерены в несколько проходов и их вписали в отснятый пейзаж, добавив грязи, обломков и атмосферы в эти кадры. Система Zeno позволила создать луч света, который исходил из «глаза» существа.
«Рендер луча света не давал того эффекта трехмерности, который был нам нужен, — говорит супервайзер композитинга Маршалл Крассер. — В итоге мы использовали в основе этого луча отснятый свет фары моей Toyota 4Runner. Затем взяли отснятую фактуру дыма и положили ее в движении на этот луч, чтобы создать газовую пульсацию, разбили это дрожанием, дисплейсментом и рябью, добавили еще один пасс шума на разных частотах, и в некоторые шоты добавили дождь или падающие на переднем плане обломки. Все это придало свету органический вид, будто он дышал. Мы сделали это для переднего луча, света по бокам и небольших точек свечения по окружности».
О съемках фильма «Война миров» (2005)
Что касается убийственного луча, то к его финальному виду пришли только за шесть недель до окончания работы над проектом. Его создали с помощью частиц, которые подчинялись перспективе, размыли их и положили на разные слои. Кроме того, луч менял цвет с удалением от источника. Это больше напоминало реальную физику. Достигая жертв, горячий луч мгновенно иссушал их, заставляя дезинтегрировать внутри одежды.
Потерянные души
Команда физических эффектов пыталась найти способ снять этот процесс, используя пиротехнику. Настоящую одежду и взрывавшиеся мешки с мукой снимали на фоне хромакея с высокой скоростью.
О съемках фильма «Война миров» (2005)
На локации Спилберг снимал этих жертв в самом начале агонии, а потом они просто падали на землю. После чего команда ротоскоперов ILM удаляла актеров из кадра и восстанавливала задний план. Ткань одежды заменялась на цифровую симуляцию и падала на землю там, где только что были люди. Иногда это была целая толпа бегущих людей, в которой жертвы оказывались внутри толпы. Так что, задача по восстановлению фона была вовсе нетривиальной.
Бегство и супердлинный кадр
Главный герой в исполнении Тома Круза берет детей и сбегает из города, угоняя соседский минивэн. В момент угона над ними в буквальном смысле взрывается гараж. Эту сцену сделали, дополнив взорванной миниатюрой гаража реальную пиротехнику на площадке.
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
Ферриер едет по дороге, лавируя между паникующими людьми и разбитыми автомобилями. Эти кадры сняты на локации длиной в три километра с примерно тысячей статистов. Сначала Спилберг хотел добавить количество людей на этапе постпродакшна. Но потом решил, что паникующих людей на улицах и так вполне достаточно.
Чтобы показать панику персонажа, Стивен задумал очень сложный длинный шот, в котором камера догоняет минивэн, облетает его и даже пролетает насквозь. Для создания превиза этой сцены использовали фотографии локации, сделанные со спутников. Все элементы локации использовали для выстраивания хореографии движения транспортного средства и камеры. Шот длился 2,5 минуты и содержал диалоги. Этот длинный шот без видимой склейки на самом деле состоял из семи фрагментов.
Сначала были сняты все фрагменты движения минивэна по дороге. Это было сделано за один день без основных актеров, но с участием команды каскадеров координатора трюков Вика Армстронга и статистов. После чего по дороге проехали еще раз, чтобы снять фоны для будущей цифровой части сцены. Их снимали комплектом из шести камер по три спереди и сзади автомобиля.
Эти плейты использовали для создания фонового изображения, которое позже было вставлено в хромакейную съемку актеров. Во время нее водитель, сидящий за пределами автомобиля, управлял рулем, согласно тому, что он видел в отснятых фонах. А Том Круз только делал вид, что управлял им, держа руки на руле. Освещение имитировало движение автомобиля относительно солнца.
Всю съемку проводили в автомобиле без стекол, чтобы технокран с камерой мог двигаться сквозь машины. После чего команда ILM добавила CG-стекла, ветровое стекло, отражения в зеркале заднего вида и другие отражения фона в блестящих частях декорации. И хотя этот кадр кажется созданным с помощью системы контроля движения, его сняли без нее. Вместо этого команда потратила два дня на репетиции движений камеры. И только когда все было отработано, Спилберг пригласил актеров на съемки. Команда из 14 композеров собирала этот шот.
Паром
Съемки беженцев на локации проводили в Нью-Йорке. Паника охватывает людей, когда они видят треножники, которые появляются на горизонте. Все эти пять съемочных ночей снег переходил в дождь, создавая в кадре очень красивую атмосферу. «Мы решили перенести это в наши эффектные шоты, – говорит Деннис Мирен. – Создавая почти рождественскую сказку посреди ужаса и резни».
Главные герои фильма оказываются на пароме, когда из-под воды выныривает треножник. VFX-художники долго пытались найти способ воссоздать взаимодействие треножника с водой, но потом арт-департамент нашел кадры со светящимся «Наутилусом» из фильма студии Disney «20 тысяч лье под водой» (1954). И в тот же день во время сеанса связи со Стивеном Спилбергом, он сказал: «Знаете что, это должно выглядеть, как в "20 тысяч лье под водой"».
Так что эта сцена была своего рода отсылкой к тому классическому фильму. Кроме того, эти треножники были другими — они, как генералы в армии треножников: с более широкой головой и новым шейдером, чтобы вода красиво струилась по их поверхности.
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
После чего треножники переворачивают паром, выкидывая всех пассажиров в воду. Кадры с людьми снимались в крытом бассейне студии Universal с участием каскадеров Вика Армстронга и главных актеров картины.
Общие планы этой сцены созданы с использованием миниатюры парома в масштабе 1:8, которая сделана с помощью лазерной нарезки деталей по CAD чертежам реального парома. Длина макета достигала 6,5 метров, а ширина — 1,5 метра.
Переворот был создан с помощью механического устройства. Вода в этих кадрах была цифровая. Перевернутое и тонущее судно снимали в заполненном дымом помещении, чтобы имитировать подводную среду. Такое решение было принято потому, что его огни должны были продолжать гореть в момент переворота. А при соприкосновении горячих лампочек с холодной водой, они бы лопнули.
На общих планах были добавлены цифровые люди и другие элементы сцены.
Подвал Огилви
Разделившись с сыном, Ферриер и его дочь прячутся в подвале у исследователя Харлана Огилви в исполнении Тима Роббинса. Наверху инопланетяне выращивают свои красные растения. Их создавала команда Стэна Уинстона по концептам Дага Чена и Аарона Симса.
Команда из 60 скульпторов делали эти растения в разных формах и видах. Их отлили из красноватого уретана, потом раскрасили и собрали из разных модулей. Внутри цветов разместили оптоволокно, свет которому придавали лампы, спрятанные под полом декорации. Здесь было 150 заполненных жидкостью освещенных полупрозрачных яиц с аниматронными эмбрионами инопланетян.
«Спилбергу очень нравилось, как они выглядят, — говорит Пабло Хелман. — Но, думаю, Стивен понял, что это выбьет зрителей из драмы, поэтому он вырезал эту сцену».
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
Напряжение нарастает, когда щупальце с электронным глазом обыскивает подвал, где прячутся наши герои. Пабло Хелман разбирался с этой сценой. Это компьютерный глаз в 3D-версии подвала. На площадке актеры работали с заменяющим модель реквизитом. Януш Камински снял эту сцену без атмосферных эффектов на площадке, чтобы это можно было добавить позже. Но яркие цветные огни оказалось довольно сложно имитировать и подгонять под них освещение компьютерной модели.
Глаз исчезает, но в подвале появляются сами инопланетяне. Их дизайн разработан арт-департаментом ILM.
«Мы предположили, что треножник — это часть их культуры, — говорит Деннис Мирен. — Поэтому у этих инопланетян три ноги и треугольное лицо». Их оставляли в полутьме, чтобы сделать страшными и загадочными. Их кожу отрендерили с подповерхностным рассеиванием, чтобы придать ей живой прозрачности. Съемку вели так, чтобы объекты переднего плана частично перекрывали инопланетян. Когда существа прокладывали себе путь через различные предметы в подвале — также применяли практические эффекты.
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
Сцену похищения дочери Ферриера снимали в павильоне с интерактивным светом. Здесь же спецэффектники построили механические корзины, в которых инопланетяне держат своих жертв. После чего щупальце хватает жертву и забрасывает ее в кожаный сфинктер. Эти кадры снимались с каскадершей в специально выстроенной декорации с силиконовым сфинктером.
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
Рэй берет две гранаты и засовывает их в щупальце, где они и взрываются. «Мы не знали, что у инопланетянина внутри, ядерный реактор или холодильник, — смеется Деннис Мирен. — Поэтому мы наложили на взрыв множество интересных текстур, включая зеленые всполохи исходящей энергии». Референсом для этого взрыва стало горение стальной шерсти. Падение треножника и корзины было снято в миниатюре.
Финал
Финальные сцены гибели треножников, падающих между высотными зданиями, частично было снято в миниатюре. Здание фабрики было построено в масштабе 1:12. Когда треножник упал, он схватился щупальцами за ее трубы и рухнул поперек здания, разрезав надвое фасад. Высота этих кирпичных труб достигала 45 метров. Их постепенное разрушение было запрограммировано и отснято с высокой скоростью. На этапе композитинга материал был вставлен в кадры с полноразмерной фабрикой, сюда добавили CG-треножник и дополнительные текстуры разрушений, а также туман и дым, который исходил от падающей машины.
Люди постепенно подходят к поверженному врагу. Реальная голова упавшего треножника высотой 7,6 метра и шириной 10,6 метров была построена студией Стэна Уинстона и отснята на съемочном дворе студии Universal. Она была построена из полиуретана с плотным покрытием. Дверь работала на гидравлике. А сверху конструкции расположили водосброс.
Открытие двери привело в движение водосброс и вниз потекла янтарная жидкость, а за ней выпала трехпалая инопланетная рука. Ее внешний вид был отсылкой к финалу фильма 1953 года. Потом камера поднимается и показывает умирающего чужака. Это компьютерное чудовище студии ILM. «Мы придали его коже сероватый угольный цвет, — говорит Курт Майаширо. — Анимировали его горло и написали новый шейдер для угасающих кристаллизирующихся глаз».
Сцена из фильма «Война миров» (2005)
Финальные кадры — это полностью цифровой общий вид разрушенной, но очищенной от чужаков Земли. После чего камера двигается к зеленому ростку, капле на нем и возвращает нас к самому началу фильма, показывая микробов и бактерий, проделавших всю эту работу.
Студия ILM сделала 239 VFX-шотов (123 из них — шоты с персонажной анимацией), что весьма немного по отношению к вышедшему в то же время фильму «Звездные войны: Эпизод III: Месть ситхов». Эти шоты занимают 45 минут экранного времени. И все это — в процессе переезда в Сан-Франциско и с новым пайплайном.