Найти тему
О прожитом и узнанном

Немощь нашего кинематографа, продемонстрированная в праздничные дни.

Как и обещал, поговорим о фильмах и сериалах, которые мы увидели в предпраздничные и праздничные дни.

Не я один, наверное, заметил, что в дни празднования юбилея Победы и накануне, ТВ не смогло предложить ничего достойного внимания зрителей из фильмов и сериалов, снятых в последние годы о страшной, кровавой войне. Телеканалы, в основном, «выезжали» за счёт старых, советских фильмов. Накануне юбилея и позже мы, в который уже раз, увидели талантливо снятые, с талантливыми актёрами фильмы «Живые и мёртвые», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Баллада о солдате», на мой взгляд, во многом конъюнктурный «Чистое небо», одновременно по двум каналам шли серии «Семнадцати мгновений весны», причём по одному – классический, чёрно-белый вариант, по другому – раскрашенный, в соответствии с нынешней модой.

Из снятых в последнее время фильмов и сериалов, я запомнил лишь название сериала «Джульбарс», фильм «Несокрушимый», виденный мной ранее на телеэкране, да ещё два для меня новых: «Т-34» и «Дед Морозов».

Почему «Т-34» назвал новым? Причина простая: я с начала 90-х в кинотеатры не хожу. Зачем? Ради того, что позже нам показывают на телеэкране? Оно того не стоит. Да и заокеанская мода чавканья попкорном по ходу просмотра, меня, мягко говоря, напрягает. Надо отделять «мух и котлет». Ну, да ладно. Поговорим о фильмах.

Сериал «Джульбарс» я смотреть не стал, когда в первой же серии увидел главного героя, командира учебного центра подготовки служебных собак. На экране появляется обросший многодневной щетиной, расхристанный, какой-то замызганный вахлак. Под стать ему его помощник или заместитель, не разобрал, понял лишь, что старший преподаватель этого центра, разгуливающий и отдающий команды солдатам, будучи в каком-то затрапезном, растянутом, висящем на нём мешком свитере. И авторы, действительно, хотят убедить зрителей, что это предвоенные командиры Красной Армии или НКВД, в ведении которого находится учебный центр? Ничего не попутали?

А уж когда увидел на экране того же актёра, который в «Охоте на певицу» играл отпетого негодяя (амплуа у него такое), то понял, что этот и здесь окажется сволочью. Не удивлюсь, если к концу сериала он стал предателем. Не обошлось, как я понял, в «Джульбарсе» и без женщины. Нонче без этого в кино никак нельзя.

И чего смотреть эту очередную, многочасовую, высосанную из пальца дребедень? Вот только названия жалко. С тем же названием был хороший фильм моего детства, снятый ещё до войны.

С чего вдруг кинодеятели оживили «Диверсанта» понять не могу. Это ж надо, уже после того, как главных героев, одержавших вместе со всем народом победу над гитлеровцами, отправили в некую далёкую командировку, после смерти Влада Галкина, игравшего главную роль в сериале, на экран вновь вытащили двух оставшихся двадцатилетними «диверсантов», которых играют сорокалетние мужики. Повзрослевшие, погрузневшие, с обвислыми телесами – угораздило же авторов снять одного из героев раздетым. А они всё бегают, стреляют, и обязательно побеждают.

Зачем-то вытащили на экран «Несокрушимого», с его героиней-инженершой танкового завода, разгуливающей в кадрах в соблазнительном комбинезоне в облипочку (случайно, не от Юдашкина?) и под стать ему сапожках. Помнится, там главный герой дерётся перед своими однополчанами-болельщиками с, кажется, замполитом. И никакого трибунала. Всё в американском стиле.

А вот теперь – о «Т-34». Подробно. Фильм можно разбить на две части: первая – танковый бой под Москвой, вторая – концлагерь и побег из него на танке.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кадры первой части впечатляют. Особенного такого, как я, ни разу не игравшего в компьютерные «стрелялки» (я всё больше увлекался «тетрисом» и «шариками»). А тут и бронебойные снаряды, насквозь пробивающие броню, летающие между головами членов экипажа, и кумулятивные, прожигающие эту броню. Лихо снято. По-американски, даже лучше. Смотришь (без волнения, переживания за героев), и иногда проскальзывает: до чего техника дошла.

Начал смотреть условную вторую часть, первые кадры которой окунают зрителя в концлагерную жизнь (точнее выживание), и опешил… Ребят, вы чё? Вы за кого зрителя держите? Вы на полном серьёзе считаете, что я должен поверить в то, что недострелённый (по Высоцкому), рухнувший на землю в конце танкового боя под Москвой зимой 41-го, попал в плен и дожил до 44-го после своих семи побегов и трёхлетнего отказа называть эсэсовцам своё имя, звание? Я же за свою жизнь не раз и не два видел не только «Судьбу человека» и другие художественные фильмы, рассказывающие о нацистских концлагерях, но и немалое количество документальных. К примеру, «Обыкновенный фашизм» Ромма. Видел кадры отрубленных на гильотине голов, сваленных в корзину, стоящую рядом; бульдозеры, сгребающие трупы; штабеля дров с трупами; печи крематория.

И после всего этого я должен поверить, что кто-то из немцев под Москвой подберёт в плен полуживого человека и, отступая от Москвы, потащит его за собой? Вы это серьёзно? У немцев в плену к тому времени были миллионы наших солдат, взятых не раненными, а целёхонькими в Белоруссии, Прибалтике, на Украине, на просторах, ведущих к Москве. И им в ту пору не до пленных (тем более, раненых) было – свою шкуру спасали.

Я должен поверить, что регулярно бегающего из плена, безымянного узника, обросшего бородой, волосами до плеч, немцы не пристрелили и не сожгли за долгих три года? Позвольте поинтересоваться у авторов: кто он такой, что ему такая честь? Может быть, генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев, пленённый в 41-м, зверски замученный в 45-м, или Яков Джугашвили, сын Сталина, попавший в плен в том же 41-м, пошедший на смерть в 43-м?

Под стать командиру, его механик-водитель, которого герой, в исполнении заполонившего собой экран Александра Петрова, тяжело раненого вытащил из горящего танка. И этого немцы тоже в плен потащили за собой от Москвы? Чтобы он в том же лагере в приблатнённой кепчёнке, усатый, пайки в своём бараке делил? Ну, и как вОдится, без женщины не обошлось. В мужском концлагере русская заключённая-переводчица, которой танкист-штурмбанфюрер СС предлагает выйти за него замуж.

Авторы, очнитесь! Чем баловались, когда писали сценарий и снимали фильм? Вспомнили хотя бы, что разрешение на брак офицерам СС давал лично рейхсфюрер СС Гиммлер! После этого я выключил ящик и пошёл спать.

А шума-то сколько было про этот «Т-34». Чего шумели… Это «творение» и рядом не стояло со своим советским прообразом – фильмом «Жаворонок», снятом в далёком 1964-м. Кстати, в том фильме – лишь одна эпизодическая женская роль: учительницы или «вожатой», строем по команде ведущей немчиков из гитлерюгенда к памятнику какому-то тевтонцу с поднятым вверх мечом. Надо было видеть её выпученные глаза и распахнутый рот, когда пришедшие увидели лишь осколки от памятника, снесённого гусеницами нашей тридцатьчетвёрки.

Одним из моих самых любимых фильмов о войне остаётся старый советский «На войне, как на войне». Какие ж актёры там играют, не чета нынешним петровым! Все они, не воевавшие, достоверно поведали нам, зрителям, что это такое - война для танкиста (самоходчики – те же танкисты).

Не меньше мне нравится фильм «Старшина» с Владимиром Гостюхиным в главной роли. Там нет таких невероятных кадров танкового боя, но там есть людские судьбы, сыгранные талантами, не чета нынешним.

На этом позволю себе прерваться. О «Деде Морозове» и не только, в следующий раз.

Комментарии, лайки, подписка – на усмотрение читателей.