Найти в Дзене

КАК УПРАВЛЯТЬ СОТРУДНИКАМИ ПОКОЛЕНИЙ Х, У, Z

1. ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ Теория поколений была изложена в конце ХХ века американцами В. Штраусом и Н. Хоувом. Главные идеи теории: • Поколение - это группа людей, чье становление происходило в конкретный исторический период, вследствие чего они приобрели определенный набор базовых ценностей, убеждений, моделей поведения, потребностей. • В первые 12 лет жизни формируются базовые ценности человека и после не меняются. • Каждые 15-20 лет происходит смена поколений. Люди, рожденные на стыке поколений, могут проявлять черты обоих. ПОКОЛЕНИЕ Х (родились в 1964-1980 гг.): • надеются только на себя; • рациональное, аналитическое мышление; • прагматики; • индивидуалисты; • не терпят, когда решают за них; • взаимодействуют, слушают, дают обратную связь; • хорошие организаторы и координаторы; ПОКОЛЕНИЕ У (родились в 1981-1995 гг.): • гибкие, быстро адаптируются к переменам; • умеют подчиняться; • ценят сотрудничество и равенство, не терпят давления; • оптимистичн

1. ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ

Теория поколений была изложена в конце ХХ века американцами В. Штраусом и Н. Хоувом.

Главные идеи теории:

• Поколение - это группа людей, чье становление происходило в конкретный исторический период, вследствие чего они приобрели определенный набор базовых ценностей, убеждений, моделей поведения, потребностей.

• В первые 12 лет жизни формируются базовые ценности человека и после не меняются.

• Каждые 15-20 лет происходит смена поколений. Люди, рожденные на стыке поколений, могут проявлять черты обоих.

ПОКОЛЕНИЕ Х (родились в 1964-1980 гг.):

• надеются только на себя;

• рациональное, аналитическое мышление;

• прагматики;

• индивидуалисты;

• не терпят, когда решают за них;

• взаимодействуют, слушают, дают обратную связь;

• хорошие организаторы и координаторы;

ПОКОЛЕНИЕ У (родились в 1981-1995 гг.):

• гибкие, быстро адаптируются к переменам;

• умеют подчиняться;

• ценят сотрудничество и равенство, не терпят давления;

• оптимистичны, общительны, уверены в себе;

• ценят разнообразие и смену деятельности;

• важен баланс между работой и семьей;

• высокая трудоспособность;

• готовы преодолевать трудности;

• в работе ценят стабильность, надежность, повышение;

• сосредоточены на результатах; • перерабатывают;

• семья как жизненный приоритет.

• требуют скорейшего вознаграждения за свой труд;

• хотят изменить мир к лучшему; • важно иметь цель, миссию;

• проявляют открытое безразличие к власти;

• впечатления, друзья как жизненный приоритет.

ПОКОЛЕНИЕ Z (родились в 1996-2010 гг.):

• реалисты, критичны к чужому мнению;

• слабо подвержены манипуляции;

• предприниматели с позитивным мышлением;

• идеи умного потребления, экологичности;

• гармония внешнего и внутреннего;

• работа не должна отнимать много времени;

• общаются с узким кругом близких людей;

• Интернет-зависимые;

• носители клипового мышления;

• самые обучаемые;

• свободны в выборе, легко меняют старое на новое;

• нуждаются в признании своей уникальности;

• ориентация на внутренний мир;

• саморазвитие как жизненный приоритет.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

В таблице рассмотрены аспекты организации рабочего процесса (со стороны руководителя) применительно к сотрудникам поколений Х,У,Z.

-2

3. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ

В таблице рассмотрены аспекты мотивации и поощрения сотрудников поколений Х, У, Z.

-3

4. НАЛАЖИВАНИЕ КООПЕРАЦИИ

Между поколениями Х, У,2 на рабочем месте могут возникнуть следующие конфликты.

1) Конфликт «Отцы и дети» (Х наставляют У с отсылкой на их возраст)

Решение: Ввести практику внутренних мастер-классов.

Объяснение: Мастер-классы позволят всем сотрудникам, независимо от возраста, проявлять себя как профессионалов, к кому можно обратиться за помощью. Так, успешное участие Z в менторском мероприятии повысит со временем их авторитет в глазах Х.

2) Конфликт «Неравенство» (У недовольны тем, что Х могут менять график работы по семейным обстоятельствам)

Решение: Ввести гибкий график для всех по принципу «раньше пришел -раньше ушел».

Объяснение: Гибкий график учитывает потребности всех сотрудников без исключения и позволяет удовлетворять их без ущерба работе. Это значит, что никто не будет чувствовать ни дискриминации, ни неловкости перед коллегами.

3) Конфликт «Палки в колеса» (Х со скепсисом относятся к инициативам У)

Решение: Организовать дискуссию по вопросу и модерировать ее таким образом, чтобы свое мнение озвучивали все сотрудники, а не только «старожилы».

Объяснение: Выслушивание точек зрения всех сотрудников позволит принять наиболее справедливое решение, основанное на мнении большинства, а не одного человека, имеющего вес в компании лишь благодаря возрасту.

4) Конфликт «В одной стае» (У заставляют Z участвовать в командной работе)

Решение: Дать Z персональную работу в рамках общего проекта. Работа может лишь немного соприкасаться с задачами остальных, но не должна пересекаться с ними.

Объяснение: С одной стороны, это позволит представителю поколения Z работать над командным проектом, а с другой - не будет причинять ему большого дискомфорта. Сотрудник будет отвечать только за свою часть работы, так что никто не сможет внести в нее свою лепту.

5) Конфликт «А я в ваши годы...» (Х упрекаютУ и Z в том, что те раньше уходят с работы)

Решение: Ввести график не по времени, а по целям: главное - к концу рабочего дня выполнить дневной план.

Объяснение: График по целям приучит У и Z уходить не по часам, а по мере выполнения задач.У сотрудников появится мотивация продуктивно работать ради того, чтобы раньше освобождаться. С подобной договоренностью конфликты на почве чьего-то раннего ухода будут исключены.

6) Конфликт «Несоответствие ожиданиям» (Х недоволен работой Z)

Решение: Провести для Х мастер-класс о том, как ставить задачи Z. А именно, давать подробный план действий, советы, к кому лучше обратиться с проблемой и где найти ту или иную информацию.

Объяснение: Лишь имея подробную инструкцию, Z выполнит задание в срок и как следует. Причина в том, что именно в рамках надежности и комфорта у Z просыпается креативность, в то же время работа идет продуктивно и соответствует ожиданиям руководителя.

7) Конфликт «Упущение» (У недоволен невнимательностью Z)

Решение: Договориться с У о том, что устно формулировать задачи для Z нужно как можно короче, не вдаваясь в подробности. После чего дублировать озвученное на почту -по пунктам, но уже со всеми важными нюансами.

Объяснение: Клиповое мышление -особенность поколения Z. Формулировку задачи желательно укладывать в 25 слов, дольше концентрироваться на новой информации Z сложно. Также нужно обязательно отправлять письменную версию на почту, чтобы в процессе работы Z мог с ней сверяться.