1. ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Теория поколений была изложена в конце ХХ века американцами В. Штраусом и Н. Хоувом.
Главные идеи теории:
• Поколение - это группа людей, чье становление происходило в конкретный исторический период, вследствие чего они приобрели определенный набор базовых ценностей, убеждений, моделей поведения, потребностей.
• В первые 12 лет жизни формируются базовые ценности человека и после не меняются.
• Каждые 15-20 лет происходит смена поколений. Люди, рожденные на стыке поколений, могут проявлять черты обоих.
ПОКОЛЕНИЕ Х (родились в 1964-1980 гг.):
• надеются только на себя;
• рациональное, аналитическое мышление;
• прагматики;
• индивидуалисты;
• не терпят, когда решают за них;
• взаимодействуют, слушают, дают обратную связь;
• хорошие организаторы и координаторы;
ПОКОЛЕНИЕ У (родились в 1981-1995 гг.):
• гибкие, быстро адаптируются к переменам;
• умеют подчиняться;
• ценят сотрудничество и равенство, не терпят давления;
• оптимистичны, общительны, уверены в себе;
• ценят разнообразие и смену деятельности;
• важен баланс между работой и семьей;
• высокая трудоспособность;
• готовы преодолевать трудности;
• в работе ценят стабильность, надежность, повышение;
• сосредоточены на результатах; • перерабатывают;
• семья как жизненный приоритет.
• требуют скорейшего вознаграждения за свой труд;
• хотят изменить мир к лучшему; • важно иметь цель, миссию;
• проявляют открытое безразличие к власти;
• впечатления, друзья как жизненный приоритет.
ПОКОЛЕНИЕ Z (родились в 1996-2010 гг.):
• реалисты, критичны к чужому мнению;
• слабо подвержены манипуляции;
• предприниматели с позитивным мышлением;
• идеи умного потребления, экологичности;
• гармония внешнего и внутреннего;
• работа не должна отнимать много времени;
• общаются с узким кругом близких людей;
• Интернет-зависимые;
• носители клипового мышления;
• самые обучаемые;
• свободны в выборе, легко меняют старое на новое;
• нуждаются в признании своей уникальности;
• ориентация на внутренний мир;
• саморазвитие как жизненный приоритет.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В таблице рассмотрены аспекты организации рабочего процесса (со стороны руководителя) применительно к сотрудникам поколений Х,У,Z.
3. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ
В таблице рассмотрены аспекты мотивации и поощрения сотрудников поколений Х, У, Z.
4. НАЛАЖИВАНИЕ КООПЕРАЦИИ
Между поколениями Х, У,2 на рабочем месте могут возникнуть следующие конфликты.
1) Конфликт «Отцы и дети» (Х наставляют У с отсылкой на их возраст)
Решение: Ввести практику внутренних мастер-классов.
Объяснение: Мастер-классы позволят всем сотрудникам, независимо от возраста, проявлять себя как профессионалов, к кому можно обратиться за помощью. Так, успешное участие Z в менторском мероприятии повысит со временем их авторитет в глазах Х.
2) Конфликт «Неравенство» (У недовольны тем, что Х могут менять график работы по семейным обстоятельствам)
Решение: Ввести гибкий график для всех по принципу «раньше пришел -раньше ушел».
Объяснение: Гибкий график учитывает потребности всех сотрудников без исключения и позволяет удовлетворять их без ущерба работе. Это значит, что никто не будет чувствовать ни дискриминации, ни неловкости перед коллегами.
3) Конфликт «Палки в колеса» (Х со скепсисом относятся к инициативам У)
Решение: Организовать дискуссию по вопросу и модерировать ее таким образом, чтобы свое мнение озвучивали все сотрудники, а не только «старожилы».
Объяснение: Выслушивание точек зрения всех сотрудников позволит принять наиболее справедливое решение, основанное на мнении большинства, а не одного человека, имеющего вес в компании лишь благодаря возрасту.
4) Конфликт «В одной стае» (У заставляют Z участвовать в командной работе)
Решение: Дать Z персональную работу в рамках общего проекта. Работа может лишь немного соприкасаться с задачами остальных, но не должна пересекаться с ними.
Объяснение: С одной стороны, это позволит представителю поколения Z работать над командным проектом, а с другой - не будет причинять ему большого дискомфорта. Сотрудник будет отвечать только за свою часть работы, так что никто не сможет внести в нее свою лепту.
5) Конфликт «А я в ваши годы...» (Х упрекаютУ и Z в том, что те раньше уходят с работы)
Решение: Ввести график не по времени, а по целям: главное - к концу рабочего дня выполнить дневной план.
Объяснение: График по целям приучит У и Z уходить не по часам, а по мере выполнения задач.У сотрудников появится мотивация продуктивно работать ради того, чтобы раньше освобождаться. С подобной договоренностью конфликты на почве чьего-то раннего ухода будут исключены.
6) Конфликт «Несоответствие ожиданиям» (Х недоволен работой Z)
Решение: Провести для Х мастер-класс о том, как ставить задачи Z. А именно, давать подробный план действий, советы, к кому лучше обратиться с проблемой и где найти ту или иную информацию.
Объяснение: Лишь имея подробную инструкцию, Z выполнит задание в срок и как следует. Причина в том, что именно в рамках надежности и комфорта у Z просыпается креативность, в то же время работа идет продуктивно и соответствует ожиданиям руководителя.
7) Конфликт «Упущение» (У недоволен невнимательностью Z)
Решение: Договориться с У о том, что устно формулировать задачи для Z нужно как можно короче, не вдаваясь в подробности. После чего дублировать озвученное на почту -по пунктам, но уже со всеми важными нюансами.
Объяснение: Клиповое мышление -особенность поколения Z. Формулировку задачи желательно укладывать в 25 слов, дольше концентрироваться на новой информации Z сложно. Также нужно обязательно отправлять письменную версию на почту, чтобы в процессе работы Z мог с ней сверяться.