Найти тему
Reasoner

Хронология новая и сверхновая: Стивен Хокинг vs Анатолий Фоменко

Если согласиться, что смена полюсов Земли когда-нибудь произойдет, то резонно предположить, что вслед за этим изменятся физические константы, которыми мы сейчас пользуемся для научного описания мира, в котором живем. Сейчас время привязано к вращению Земли вокруг Солнца, а кроме того, к периодам распада некоторых избранных для этой цели – измерение точного времени – радиоактивных изотопов. Мы видим, что человеческая цивилизация достигла определенный успехов в этом направлении. Сейчас время измеряется достаточно точно для того, чтобы не только с достоверностью датировать актуальные события, но и экстраполировать современный метод на относительно удаленные периоды в прошлом. Вот только остается незыблемой плохая зависимость: чем глубже мы погружаемся в прошлое, тем менее точным становится наш анализ.

И тут прибавляется психологический фактор: тем менее осмыслено наше восприятие прошлого. Предположим, XIX век мы еще склонны считать «своим», благодаря массе документов и литературы, на которой мы были воспитаны. А вот более ранняя история оставляет для нас широкое поле предположений, и попытки систематизировать ее на основе документальных источников вдруг сталкиваются с эффектом несоответствия этих источников археологическим исследованиям, многочисленным артефактам, не только найденным под спудом, но и очевидным, осязаемым, несомненным в своем величии мегалитам и сооружениям, воздвигнутым то ли человеком, но без ответа «как», то ли кем-то еще, но без ответа в документах.

Эти артефакты надо пытаться датировать по современной принятой шкале хронологии, и вот тут закавыка. Надежных методов нет. Есть стремление ученых, которые, в большинстве своем, тоже люди, дать ответы, которые были бы благосклонно приняты обществом, и этот фактор значительно весомее фактора точных измерений.

Не придумано ничего лучше, чем экстраполировать вглубь веков равномерно и непрерывно текущее время с такими параметрами, которые верны сейчас, потому что они верно служат нам в повседневности. Но это же очевидно сомнительный подход! Еще совсем недавно происходили события, которые забыты, но о них помнят те, кто жил в то время. Например, обмеление Каспийского моря. Тогда, в середине 70-х годов, всерьез обсуждалась возможность исчезновения с карты Земли целого моря, которое катастрофически мелело, теряло уровень воды, и легко можно было, продлив эту тенденцию в будущее, предположить, что обмеление достигнет нуля уже в нашу бытность. Но прошли годы, и уровень воды вырос, проблема решилась без участия людей. Хотя, возможно, крупные проекты по перекрытию русел рек, строительству ГЭС, сыграло свою роль. Но ведь ГЭС не разрушали для восстановления водного баланса? Значит, о человеческом факторе мы можем говорить только на этапе нанесения ущерба экологии, а не на этапе восстановления?
Есть и печальный пример, совсем рядом – исчезновение Аральского моря. Еще в 70-е, будучи студентом, я мог наблюдать из окна поезда воды Аральского моря. Теперь только солончаки. Это событие прямо связано с деятельностью цивилизации, в частности, развитием и интенсификацией земледелия, освоения пустынных земель. Мы видим, что и природа не всесильна. Хотя, может быть, и всесильна, но рациональна – глобальные изменения происходили, происходят и будут происходить по законам, которые мы можем открывать постфактум, но пользоваться ими впоследствии – это чревато ошибками.

Когда некое событие исследователи относят на миллионы лет в прошлое, возникает безответный вопрос: чего здесь больше, объективного подхода, желания дать консенсусное решение или страха перед мыслью о том, что оно значительно ближе к нам, чем того бы нам хотелось? Просто, любая датировка старше 200 примерно лет, для нас психологически расплывается в абстрактное понятие «далеко в прошлом». Когда образовалась пустыня Каракум? 200 миллионов лет или 200 лет назад? Как ни странно, Википедия даже не затрагивает вопрос возраста пустынь!

Столь же непонятен вопрос кладбищ. Самые старые кладбища в мире датируются концом XVII века, курганные захоронения относят к I-V векам нашей эры, а неандертальцев и кроманьонцев находят в слоях, датируемых за 10-30 тысяч лет до нашей эры. Простой и очевидный вопрос: значит, кости хранятся долго? Но тогда где останки многих миллионов людей, живших или якобы живших до XVIII века?

Вчера с товарищем обсуждали заглубленные подвалы домов. Версия альтернативщиков в том, что дома засыпало в результате какой-то катастрофы. Я ее защищал. Ведь невероятно, чтобы строили так глубоко, зачем это?
Товарищ же утверждал, что дома именно так и строили, с высокими красивыми подвалами, усиленными арками, и двери намеренно располагали ниже уровня улицы, чтобы сохранять тепло.

С. Хокинг vs А. Фоменко, коллаж Rita NYC
С. Хокинг vs А. Фоменко, коллаж Rita NYC

Чтобы понять, что такое время, я обратился к признанным научным авторитетам. Стивен Хокинг вводит понятие «стрела времени» (как похоже на то, что я называю «стезя Господня»). Согласно мнению уважаемого английского ученого время движется в том же направлении, в каком движется расширяющаяся Вселенная. Происходящие в нашем мире процессы возможные только в одном временном направлении, например, ваза может упасть со стола и разбиться, но обратный ход событий в принципе невозможен. То же касается других процессов, например, пищеварения. Честно говоря, кто бы сомневался?

Хокинг характеризует время как одну из координат того континуума «пространство-время», в котором все события, происходящие в нашей Вселенной могут быть зафиксированы. Являясь сторонником учения Альберта Эйнштейна, он утверждает: «В общей теории относительности нет единого абсолютного времени. Каждый индивидуум имеет свой собственный масштаб времени, зависящий от того, где этот индивидуум находится и как он движется»*. И вот тут он попадает в самую точку и оказывается авторитетным сторонником теории, созданной одним из вышеупомянутых индивидуумов – Анатолием Тимофеевичем Фоменко, человеком одного поколения со Стивеном Хокингом, но взращенного советской системой. Об этом ученом хочется поговорить.

В отличие от Хокинга, который как представитель «свободного мира» взял на вооружение константу скорости света, рассчитал «красное смещение» света звезд и с облегчением сообщил всем нам, что все в небе от нас очень далеко, за много-много световых лет, Фоменко заинтересовался более насущным и злободневным вопросом: а что же происходило с нами и с нашей цивилизацией последние 2000 примерно лет? И вдруг столкнулся с таким букетом исторических несоответствий, «притянутых за уши» определений, дат, утверждений, что счел своим долгом отложить на время свои математические занятия и разобраться со всей этой неразберихой. А тема на самом деле сложная и весьма щекотливая.

Действительно, современное летосчисление, так называемая «наша эра» начинается от нулевого года, за который принято Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Однако само это счисление было принято и вступило в общее пользование примерно лет триста назад, на рубеже XVII-XVIII веков. Таким образом, датировка 85% времени «нашей эры» осуществлялась и до сих пор осуществляется постфактум, например, знаменитый Никейский вселенский собор датируется IV веком нашей эры, то есть, участники собора об этой датировке не знали, мало того, еще 1350 лет примерно многие поколения людей не знали об этом, так как жили при других календарях. Это ведь огромные сроки! Попробуйте представить что с нами будет через 1000 лет? Варианты столь разнообразны, от коммунизма или рая до отсутствия Земли как таковой или как минимум до ее полного опустошения, что всякий прогноз не имеет смысла для любого ныне живущего человека. В отличие, скажем, от прогнозов на сотни миллионов лет, которыми любят оперировать популяризаторы космологии, и, к их чести будь сказано, весьма преуспели в том, чтобы заставить нас сопереживать им.

Пересказывать теорию А.Фоменко – неблагодарное дело. Но его величие и, я бы сказал, великолепие его идей, пока неоцененных, в том, что он четко нашел и обозначил проблему несоответствия общепринятой хронологической шкалы фактам.

Короче, как уже понятно из моего изложения, в противостоянии интеллектуалов «Стивен Хокинг vs Анатолий Фоменко», я на стороне последнего. Хотя статусы моих героев прямо противоположны: первый еще при жизни был признан гением, второй ждет и вряд ли дождется прижизненного признания, ибо «нет пророка в своем отечестве», но мы то знаем!

*С. Хокинг «Краткая история времени» в переводе Н. Я. Смородинской, Москва, издательство АСТ, 2018.