Найти тему
LWT11

Во что мы играли 5, 10 лет назад: «Ведьмак 3», Prince of Persia: The Forgotten Sands

Оглавление

5 лет назад — The Witcher 3: Wild Hunt (19 мая 2015) трудно поверить, но у «Дикой охоты» в этом году первый юбилей: 19 мая проекту стукнуло пять лет. Но это ни разу не означает, что его слава понемногу уходит в прошлое. Фанатов у игры по-прежнему безумное количество, и недавно их только прибавилось: в декабре 2019-го, когда вышел сериал от Netflix, продажи The Witcher 3 подскочили на 554%. А вскоре после этого CD Projekt RED отчиталась, что с момента релиза третьего «Ведьмака» и дополнения купили двадцать восемь миллионов раз. Более того, буквально несколько дней назад польская студия стала самой дорогой игровой компанией в Европе, обогнав даже Ubisoft — хозяйку Assassin’s Creed и Far Cry. И хотя «Ведьмак 3» — это не единственный источник дохода студии, именно он перевёл поляков в статус гигантов индустрии.Чем «Дикая охота» заслужила такую дикую популярность? Пожалуй, нет смысла в двадцатый раз петь дифирамбы сюжету, квестам, юмору и всему остальному, за что её обычно хвалят. В конце концов, среди русскоговорящих геймеров сложно найти человека, который ни разу не запускал «Ведьмака 3». Но сейчас, спустя пять лет после релиза, уже можно оценить влияние, которое он оказал на индустрию. Когда в 2015-м проект вовсю награждали титулами «Игра года», многие надеялись, что другие крупные компании возьмут пример с CD Projekt: перестанут прикручивать повсюду мультиплеер и вернутся к производству сюжетных игр для одиночного прохождения. Пример «Ведьмака» наглядно показал, что на такие тайтлы всё ещё есть огромный спрос.Оправдалась ли эта надежда? И да, и нет. За последние годы действительно вышло ещё несколько самобытных одиночных RPG вроде Kingdom Come: Deliverance, The Outer Worlds или Disco Elysium. И даже в последних выпусках всё той же Assassin’s Creed заметно влияние «Ведьмака»: авторы «Истоков» и «Одиссеи» явно старались набить открытый мир побочными сюжетами, чтоб он стал живым, как у поляков. Но эти не совсем удачные попытки только доказывают, что шедевр невозможно создать нарочно: такие игры, как «Дикая охота» или Disco Elysium, появляются только от большой любви, а не ради больших денег.Слишком редко звезды сходятся так, чтобы получилась игра подобного масштаба и система аналогичной сложности. На третий раз из рук CD Projekt RED вышла игра мечты со всеми понятными последствиями — бессонные ночи, умиление гусям и волку, охотящемуся за своим хвостом (в Skyrim эту роль играл ловящий рыбу медведь).В интервью сайту Gamespot основатель CD Projekt Марчин Ивинский как-то сказал, что заранее оценить объём работы непросто, чаще всего масштаб задуманного выходит из-под контроля. По его словам, с третьим «Ведьмаком» команда вышла на новый уровень и их талант и успехи нельзя рационально объяснить. «Люди творят магию», — говорит Марчин.Магии в этом, конечно, нет — есть нечеловеческий труд и история разработки длиной в несколько лет.Из рецензии Игромании на «Ведьмак 3: Дикая Охота»

10 лет назад — Prince of Persia: The Forgotten Sands (18 мая 2010)ледующая игра в подборке только подтверждает это правило — причём речь снова про творение Ubisoft. Десять лет назад она выпустила Prince of Persia: The Forgotten Sands — последнюю на данный момент часть серии, если не считать мобильные спин-оффы и переиздания.Поклонники оригинальной трилогии про Пески времени заранее смотрели на проект с недоверием. Всё потому, что двумя годами ранее, в 2008-м, Ubisoft уже пыталась возродить серию — но в том перезапуске от «Принца Персии» осталось одно название. Хардкорные бои оттуда пропали, игры со временем — тоже, а сюжет никак не был связан с прошлыми частями. Фанаты были в бешенстве, и Ubisoft быстро дала задний ход: мол, смотрите, мы осознали свои ошибки и возвращаемся к корням. Хотите по-старому? Будет по-старому!Сюжет Forgotten Sands впихнули между событиями The Sands of Time и Warrior Within — и формально вернули всё как было: от восточной эстетики и сложных боёв до бредового голливудского сюжета. Вот только то, что восхищало игроков в 2003-м, уже никого не впечатлило в 2010-м. К тому же Ubisoft сама ставила себе палки в колёса: на тот момент уже успели выйти две части Assassin's Creed — там тоже был исторический сеттинг и паркур, но с кучей новых механик и идей. Разумеется, «Забытые пески» в первую очередь сравнивали именно с ними, и совсем не в пользу приключений Принца.Забавно, что в том же месяце вышел ещё и фильм «Принц Персии» с Джейком Джилленхолом. И хотя официально Forgotten Sands никак с ним не связана, она оказалась удивительно похожа на типичную игру по фильму: короткую, однообразную и сделанную на скорую руку. Неудивительно, что после неё франшизу окончательно заморозили.Первые пару часов бег по стенам, гимнастические этюды, променады между шипастых столбов захватывают — почти как в 2003 году. Но потом надоедают хуже горькой редьки. Бесконечные прыжки, бесконечные раскачивания, бесконечные рычаги, бесконечные враги… даже декорации периодически повторяются один в один. Такое чувство, что игру насильно тащили к скорой премьере фильма «Принц Персии: Пески времени», несмотря на все заверения разработчиков в обратном. Отсюда и скверный предсказуемый сюжет, и обезжиренный геймплей, и стереотипные образы, и на словах привлекательное, но поверхностно реализованное «управление стихиями». Не хотелось бы это признавать, но, кажется, Ubisoft Montreal все-таки удалось умертвить свою внутреннюю Шахерезаду. Тут и сказочке конец.