Найти тему
Андрей Глущук

Заслуги общества потребления

https://www.meme-arsenal.com/memes/d9bb387103af5196855e9911efda92a2.jpg
https://www.meme-arsenal.com/memes/d9bb387103af5196855e9911efda92a2.jpg

Начну с оправданий. Я родился, вырос и сформировался в СССР. А все, кто из Союза прекрасно помнят: потребитель и мещанин – это метки социальной неполноценности. Потому, что человеком должно двигать не стремление разжиться вещами, а желание реализовывать идеи.
К счастью, или, к сожалению, в общество потребления я встроил себя плохо. И потому, что потребление требует средств, а их постоянно не хватает. И потому, что вкладываюсь я по-прежнему, в основном в идеи. Но, тем не менее, за общество потребления вступлюсь. Потому, что свою лепту в развитие цивилизации оно вносит. И лепту достаточно серьёзную.
А теперь к теме. Почему общество потребления на самом деле огромный шаг в истории человечества.
1. Идеология потребления товаров повысила ценность человеческой жизни. Да, да. Я определённо так считаю.
Давайте подумаем вот о чём: ещё две сотни лет назад основными потребителями произведённого товара были представители правящей элиты. Они и сейчас жрут вполне себе несдержанно. Но это, по большей части не товары, а памятники личным амбициям. Штучное, зачастую ручное производство по индивидуальным заказам с безумной добавленной стоимостью. Все эти супер-яхты, квазидворцы, экологически чистые котлеты из трюфелей и мамонтятины в общем объёме мирового производства составляют копейки. Элитное потребление - прямой отсыл к феодальному прошлому.
Только тогда дворцы и замки строились годами и десятилетиями, мечи и латы ковались неделями и месяцами, золото и драгоценности добывались пальчиками и, буквально поштучно. А самым быстрым способом создания экономического благополучия был грабёж соседей. Пошёл, отнял и стал богаче.
В этой экономике жизнь человека будь то воин, крестьянин или ремесленник стоила дёшево. А имущество стоило дорого.
В обществе потребления элитный сегмент сохранился. Но основной капитал создаётся на массовом потребителе. Мы ценны, как пожиратели гамбургеров и поглотители кока-колы. Мы уже не оперативно расходуемый материал, который можно без сожаления закопать в землю в обмен на обладание чужим замком или ящиком золотых гульденов. Нам дают возможность долго жить, много есть, постоянно лечиться и что-то зарабатывать: производить массовый товар, а потом потреблять его. Элита зарабатывает и на производстве и на потреблении и получает возможность под чёрную икру и шампанское рассуждать об управляемой демократии. Нас ценят за то, что на нас зарабатывают. Это обидно. Но жизнь населению реально продлевает.
2. Идеология потребления ускоряет технологический прогресс. Ну, здесь всё на поверхности. Что бы хватало на всех потребителей, товары нужно производить много и быстро. А без развития технологий это не возможно. Но есть один момент. Заработок на сбыте товара – всегда немного мошенничество. В обществе потребления мошенничество превращено в неотъемлемую часть производства.
Это реклама, которая заставляет нас покупать то, в чём мы совершенно не нуждаемся.
И это качество товара, которое неизменно падает, стимулируя нас на приобретение новых аналогов того, что только что сломалось, только с большим количеством наворотов, которыми мы всё равно не будет пользоваться.
3. Система готова всех любить и всё прощать, если речь идёт о потенциальном покупателе. Она делает нас толерантными. Возможно, я не прав, но на мой непросвещённый взгляд, все эти темнокожие киношные викинги, счастливые представители ЛГБТ- сообщества на центральных площадях европейских столиц, новые, супер-новые, модернизированные религиозные течения и пр. и пр. ни что иное, как стремление расширить рынок сбыта. Мол, ребята, делайте, что хотите в моральном и религиозном плане, главное покупайте, пейте и жрите.
С толерантностью, на мой взгляд, случился перебор. Потому, что однополые браки росту численности населения не способствуют, а значит, не увеличат количество потребителей. Природа здесь что-то не додумала: мужик не может родить от мужика, а женщина не способна зачать от женщины. Зато, у всех отличное настроение! И с этим настроением и ощущением свободы, переходящей во вседозволенность, можно отправиться в магазин и потрать кровно заработанные на какую-нибудь модную, разрекламированную ерунду.
У России со всем этим «праздником жизни» есть проблемы. Наши элиты зависли где-то в феодальном социализме. Т.е. население рассматривается только как рабочая сила для создания товаров и услуг. Но нас не считают людьми, товары и услуги потребляющими. Поэтому и нефть гонят за рубеж, и зарплаты только на то, чтобы не бунтовали.
Мы для родных элит, всё равно, что Африка для мирового капитала. Впрочем, это тема для другого рассуждения.

Не подписывайтесь на мой канал. Всем удачи и успехов в потреблении.