Занесла меня нелегкая на лекции ныне покойного историка Александра Пыжикова.
Так как до него пересмотрел массу видео альтернативщиков (сторонников альтернативной истории: ну, типа, все про нас немцы выдумали, а на самом деле все по-другому было. Там, кстати, до невероятно смешного выводы доходят. Например, что московское метро не копали, а откапывали, так как построили его древние цивилизации.), то и Пыжикова слушал вполуха. А он интересные вещи рассказывает. Например, о несовпадении событий официальной истории и былинных текстов. Понятно, что прямых пересечений там быть не может, но все богатыри сражаются с татарами, понаехавшими почему-то из... Литвы или из-за моря (скорей всего, из Крымского ханства). В общем, полез читать, так и есть.
Тексты здесь - https://wysotsky.com/0009/124.htm
Вот, например, фрагмент былины "О женитьбе князя Владимера". Князь невесту себе подыскивает, а ему советуют:
Я ли, Иван, в Золотой орде бывал
У грознова короля Етмануила Етмануиловича
И видел во дому ево дву дочерей:
Первая дочь - Настасья королевишна,
А другая - Афросинья королевишна...
Кроме того, открыл для себя ряд незнакомых мне богатырей. У нас же триада сложилась в лице Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.
А тут тебе и Иван Гостиной сын, и Еким Иванович (этот в паре с Алешей Поповичем работал), и Поток (Потук) Михайла Иванович. Кстати, его почему-то наше литературоведение обделило вниманием, хотя в былинах он первостатейный богатырь.
ПОТУК МИХАЙЛА ИВАНОВИЧ
Во стольном городе во Киеве,
У ласкова князя Владимера
Было пирование-почестной пир
На три братца названыя,
Светорусские могучие богатыри:
А на первова братца названова -
Светорусскова могучева богатыря,
На Потока Михайла Ивановича,
На другова братца названова,
На молода Добрыню Никитича,
На третьева братца названова,
Что на молода Алешу Поповича.
И что еще отмечу в русских былинах. Они, как и любое народное творчество, не обходили стороной телесный низ. Почитайте, забавная штука. Правда, по многоточиям не совсем понятно, что за слова пропущены, рифмы здесь нет, но общий смысл и без того ясен.
СЕРГЕЙ ХОРОШ
Ай уж ли вы, миряня,
Государевы дворяне,
Благословите-тка вы, дворяня,
Про Сергея-та сказать,
Про Сергея Боркова,
Сына Федоровича.
А не сергеевской Сергей,
Не володимерской Сергей,
А живал все Сергей
На Уфе на реке,
В ямской слободе,
У попа во дворе,
В приворотней избе.
Спознала про Сергея
С гостинова двора
Гостиная жена,
Гостиная жена,
Крестиною зовут.
Она пива наварила,
И ведро вина купила,
Позвала ево, Сергея,
На пирушечку.
Приходил Сергей
Всех прежде людей.
А для-ради Сергея
И суседей позвала.
А и тот с борку,
Иной с борку,
Уже полна изба
Принабуркалася.
А и день к вечеру
Вечеряется,
Сергей молодец
Напивается,
Изволил он, Сергей,
Ко двору своему идти,
Ко подворью своему.
А в доме Сергей
Он опаслив был,
Он опаслив был
И не верел жене,
И не верил жене
И ревнив добре.
Заглянет Сергей
В огороде-хмельнике,
В огороде-хмельнике,
На повети в сеннике,
На перине на боку,
В шитом-браном пологу́,
А и ту[т] Сергей
Не видал никово.
Заглянет Сергей
Во свином котухе́,
А увидел он, Сергей,
Чужова мужика,
А чужова мужика
На жене-то своей
А мужик .......
Сергееву жену.
Сергей заревел,
Мужика испужал,
А мужик побежал,
На поветь скакнул,
На поветь скакнул,
Он поветь обломил,
Да скотину задовил,
Он быка задовил,
Овцу яловицу,
Овцу яловицу,
Семерых поросят.
А стала у Сергея
Три беды во дому:
Первая беда -
Мужик поветь обломил,
А другая беда -
То скотину задовил,
А третья беда -
То жену его ....
А сел Сергей,
Сам расплачется:
«А не жаль мне повети
И скотины своея,
Жаль мне тово,
Кто жену мою ...,
Не ...... ушел, -
С тоски пропадет.
А кабы-де он ....,
Спасиба бы сказал,
А спасиба бы сказал,
Могорец заплатил.
А поветь-та бы цела
И скотина-та жива,
И скотина-та жива
И жена ба весела,
А столь бы весела,
Будто ни в чем не была.