Ярослав Константинов
В 2008 году новообразованный Комитет Ветеранов внёс Джимми Блэнтона в Зал Славы по версии журнала «DownBeat». К сожалению, такое грандиозное событие прошло мимо 6-летнего (на тот момент) меня по логичной причине: я даже не знал о существовании джаза в целом, не говоря о Блэнтоне… Но уже в 2018 году мне довелось с полным осознанием дела встретить 100-ую годовщину со дня рождения великого виртуоза контрабаса! Конечно, очень трудно сопоставить игру Джимми Блэнтона с игрой современных нам виртуозов, но то, что он делал в своё время, поражало даже самого Дюка Эллингтона. А благодаря сохранившимся записям игра контрабасиста удивляет и спустя десятки лет (доказано на личном примере!).
Предлагаю послушать одну из наиболее известных записей Джимми Блэнтона - дуэт "Pitter Panther Patter" с Дюком Эллингтоном, 1940.
Джеймс Блэнтон родился 5 октября 1918 года в городе Чаттануга, штат Теннесси. Примечательно, что в ранние годы Джимми играл на скрипке; на мой взгляд, это очень сильно повлияло на его дальнейшее музыкальное восприятие. Вместе с учебой в Университете Теннесси началось знакомство Блэнтона с контрабасом, а чуть позже Джимми присоединился к оркестру Фэйта Мэрэбла, выходца из Кентукки. Гастроли с опытным оркестром оказались для молодого контрабасиста судьбоносными: в 1939 году в Сент-Луисе на концерт Мэрэбла заглянул Дюк Эллингтон. Ненадолго присоединившись к биг-бэнду и исполнив пару стандартов на фортепиано, Дюк сообщил, что этот молодой контрабасист нужен ему – Эллингтон даже не знал его имени. А спустя несколько недель Джимми Блэнтон и Дюк Эллингтон записали «Blues» и «Plucked Again» - первые в истории коммерчески зарегистрированные дуэты контрабаса и фортепиано.
Джимми Блэнтону ещё предстояло сказать своё слово в мире музыки. К концу 30-х годов XX века басовые соло основывались на природе инструмента и имели преимущественно ритмическую концепцию: чаще всего – игра четвертями – типичный басовый рисунок, начиная с эры свинга. Впрочем, даже такая концепция позволяла исполнять мелодичные и музыкальные соло (достаточно вспомнить Милта Хинтона из оркестра Кэба Кэллоуэй). Но с появлением Джимми Блэнтона в оркестре Эллингтона потенциал контрабаса раскрылся по-новому. Как я заметил выше, скрипичная подготовка, вероятнее всего, повлияла на музыкальное мышление контрабасиста и, следовательно, расширила его возможности как солиста. Блэнтон слышал басовый голос как самостоятельный, имеющий право вести полноценную мелодию наравне с другими инструменталистами: он стал солировать отдельными фразами с синкопами и усложнёнными длительностями (восьмые, шестнадцатые, восьмые триоли, четвертные триоли и др.) А хорошая академическая подготовка позволяла Блэнтону исполнять партии как пиццикато, так и смычком.
Один из примеров технической универсальности Блэнтона - "Body and Soul", 1940. Музыкант использует смычок, затем играет пиццикато.
Появление такого уникального и техничного солиста в составе оркестра сподвигло Дюка Эллингтона на написание соответствующих аранжировок: для партии баса сочинялись ёмкие, но виртуозные соло и музыкальные вставки.
Вспомним «Concerto for Cootie», где во вступлении Блэнтон медленно опускает басовую линию почти на две октавы вниз, 1940.
Кроме того, удивляет и нестандартное расположение оркестра: на фотографии виден Джимми Блэнтон, стоящий с контрабасом впереди духовых секций.
К большому сожалению, триумф музыканта в оркестре Дюка Эллингтона продлился всего лишь два года, а период творческой активности занял, в общей сложности, чуть больше пяти лет. В 1941 году у Джимми Блэнтона диагностировали туберкулёз, и 30 июля 1942 года великий виртуоз эпохи свинга скончался от прогрессирующей болезни в возрасте 23 лет. Несмотря на столь короткий жизненный путь, Джимми Блэнтон изменил историю джазового контрабаса, оказав сильнейшее влияние на будущие поколения музыкантов. Быть может, за более долгую жизнь он изменил бы историю всего мира.