Найти тему
Злой таможенник

Таможня и контрабанда наркотиков

На плечах таможенных органов, помимо фискальных функций, лежит и правоохранительная, важной составляющей которой является борьба с контрабандой наркотиков. Правда, цифры по выявлению контрабанды запрещённых веществ оставляют желать лучшего. Неужели таможенька не справляется? Пожалуй, главная причина в том, что таможня не играет ведущей роли в вопросах выявления контрабанды веществ. Порой не совсем понятно, для чего нужен такой раздутый штат подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН) при таких скудных результатах. В социальных сетях у подписчика на эту тему вышел интересный пост, мысли из которого захотелось подхватить и развить.

Исторически так сложилось, что многие сотрудники ОБКН являются выходцами из МВД и ныне ликвидированной ФСКН. Это вполне закономерно и обоснованно. Во-первых, это единственное правоохранительное подразделение таможни, в котором можно не вникать в тонкости таможенного законодательства. В этом просто нет особой необходимости, в отличие оперативно-розыскных подразделений, работающих по экономике и опасным видам контрабанды.

Бывшие сотрудники полиции вполне гармонично вписываются в эти наши ОБКНы. Умение работать с определенного рода контингентом, специфические «источники» и оперативные позиции именно этих ведомств позволяют выполнять поставленные задачи по выявлению и пресечению контрабанды запрещённых веществ.

Есть и обратная сторона медали. Во многом из-за преобладания в правоохранительном блоке таможни выходцев из полиции, появляются разные истории неоднозначного характера.

К примеру, в апреле 2020 года суровые челябинские таможенники, досмотрев партию товара «мак пищевой» общей массой 65 тонн, установили, что в примеси к самим зернам мака ВНЕЗАПНО имеется еще и маковая солома. Товарная партия шла через границу в сторону Казахстана в установленном порядке, была задекларирована в соответствии с документами на товар. Предназначалась она для одного из предприятий, осуществляющих оптовую торговлю продуктами питания.

Но путём нехитрых математических вычислений было установлено, что в 65 тоннах мака содержится 54 кг маковой соломы. Итого получается, что на каждую тонну пищевого мака приходится около 800 грамм наркотического средства. На этом калькулятор не был остановлен. Путём всё тех же математических вычислений был сделан вывод о том, что если из 65 тонн пищевого мака вытрусить 54 кг маковой соломы, то можно получить 100 000 разовых доз стоимость 250 миллионов рублей.

Ответственность за контрабанду наркотических средств предусмотрена статьей 229.1 УК РФ и предполагает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двадцати лет. По фактам контрабанды наркотиков как раз и возбудили уголовное дело по по ч. 3 статьи 229.1 УК РФ.

Кстати, не возбуждать уголовное дело по факту контрабанды, при данных обстоятельствах, практически невозможно. Но, как вспоминал Василий Иванович, есть нюанс(ы). Общее количество наркотических средств определено математическим путём, реальный объём до сих пор неизвестен. Это немаловажно, поскольку это предмет преступления. Не совсем понятно, каким образом велись подсчёты тех самых разовых доз из 54 кг мака. Про стоимость лучше стоит умолчать. Скорее всего, это - цифры, которые никто перепроверять не будет, и они лягут в красивую отчётность.

Что, юный наркоман, небось уже зрачки расширились от вида пищевого мака?
Что, юный наркоман, небось уже зрачки расширились от вида пищевого мака?

Но самое здесь занимательное другое. Пищевой мак, как это ни странно, МОЖЕТ содержать небольшое количество маковой соломы даже после тщательной очистки. Наиболее полная очистка от соломы проводится с помощью промывки, однако после этого семена мака могут храниться не более нескольких дней.

В ноябре 2013 года Росстандарт утвердил поправки к ГОСТу на пищевой мак. Так, ранее в тексте была формулировка "Содержание наркотических веществ не допускается". После внесенных изменений данная формулировка из текста исчезла.

Хотелось бы остановиться и на вот таком моменте. Многие могут помнить так называемое дело «Маковое дело». Пересказывать его смысла нет (гуглим, кто не в теме). Суть примерно такая же. За ввоз из-за границы 42 тонн мака 13 человек привлекли к уголовной ответственности за организацию наркотрафика. После нескольких лет судебных тяжб все они были оправданы.

Интересно, куда выведет кривая следствия. Кто будет назначен обвиняемым? Водитель? Декларант? Директор фирмы-получателя? В современных условиях у всех есть шанс побывать в шкуре подозреваемого.

Понятно, что тяжело делать даже поверхностные выводы, не видя перед глазами уголовное дело. Не исключено, что таможенники выявили целевую поставку веществ нашим азиатским друзьям, которые умело перерабатывали пищевой мак, вычленяли из него маковую солому и занимались дальнейшим распространением наркотиков. Перспективы дела неоднозначны, но позволяют призадуматься.

В целом, законодательство далеко от совершенства. Особенно в некоторых вопросах, связанных с пресечением контрабанды наркотиков. К этому добавляем работу "на статистику". В итоговых цифрах реальные факты выявления контрабанды смешаются с подобными историями и уголовными делами в отношении людей, заказавших жизненно необходимые лекарства, которые включены в перечень сильнодействующих веществ.

Чтобы добиться реальных результатов в борьбе с контрабандой наркотиков, нужно серьёзно пересмотреть оценку результатов деятельности. Стандартная палочная система оттягивает на себя много сил для достижения установленных показателей. Эту энергию куда лучше бы направить на раскрытие устойчиво действующих караванов с отравой, а не на погоню за герболайфами в посылках.

А может быть, никому и не нужна эта борьба с контрабандой наркотиков?

--------------

https://www.facebook.com/ViraCustoms/

© Telegram-канал Злой таможенник

Больше статей. Без цензуры:

https://t.me/zloytam