По мнению дорожных организаций, вступившие в силу требования к определению стоимости работ существенно снижают рентабельность всей отрасли
В конце минувшего года Минстроем РФ был принят ряд приказов, регулирующих формирование сметных нормативов в строительстве, а также начальную (максимальную) цену контрактов (НМЦК) на проведение дорожных работ. Именно эти документы и вызвали критику со стороны крупных компаний, занимающихся инфраструктурным строительством. 15 апреля вопрос о новых требованиях к определению НМЦК был поднят ассоциацией производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О. С. АСФАЛЬТ». Представители отраслевого объединения обратились в Министерство транспорта и Федеральное дорожное агентство с требованием немедленно приостановить действие приказа № 841/пр от 23.12.2019 (копия письма в профильные ведомства имеется в распоряжении редакции «Центральной службы новостей»). В обращении, в частности, отмечается, что согласно вступившим в силу правилам, стоимостные расчеты на строительство дорог оказались значительно ниже первоначально заявленных. Авторы сообщения подчеркнули: «При нынешнем уровне рентабельности подрядных организаций дальнейшее применение приказа Минстроя России № 841/пр может привести к непредсказуемым последствиям, как, с точки зрения, сведения на нет экономической основы деятельности подрядных организаций, так и тяжелых социальных последствий на всей территории Российской Федерации».
Знакомый с ситуацией представитель строительной компании рассказал «Центральной службе новостей», что ранее эта же тема поднималась во время совещания в Минтрансе России. По данным источника, в настоящее время из-за действия нового приказа стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и ремонт дорог в среднем понизилась на 8%. В целом же рентабельность автодорожной отрасли в России оказалась ниже уровня инфляции.
Одним из ключевых негативных факторов участники назвали вступившую в силу с 31 марта 2020 года новую федеральную сметно-нормативную база (ФСНБ-2020), по которой, собственно, и рассчитываются затраты на строительство. Основной регламентирующий свод рассчетов на работы, материалы и услуги был изменен в стороны значительного удешевления целого ряда показателей. Например, по отдельным расценкам на эксплуатацию спецтехники в ФСНБ-2020 индексы оказались ниже предыдущей редакции ФСНБ-2017 на целых 30%. По отдельным категориям фонд оплаты труда рабочих уменьшился на 20%.
С предложением актуализировать сметные индексы, содержащиеся в ФСНБ-2020, выступали представители крупных объединений бизнеса — Российского союза промышленников и предпринимателей, а также «Деловой России». И, к слову, эти обращения, видимо, не остались без внимания. Так, в настоящее время вопрос о пересмотре цен на дорожное строительство был вновь включен в повестку Минстроя РФ и ФАУ «Главгосэкспертиза».
Турбулентность в ценообразовании строительной отрасли может быть прекращена уже в ближайшие сроки. Ведь именно на строительство будет сделана основная ставка во время выхода из кризиса, связанного с коронавирусом.
16 апреля во время совещания членами правительства Президент России Владимир Путин назвал строительный комплекс — локомотивом роста отечественной экономики.
Понимаю обеспокоенность компаний, занятых в крупных инфраструктурных проектах. Ведь им важно видеть перспективу, чтобы планировать свою работу вдолгую. Поэтому сразу скажу: мы обязательно поддержим строительный комплекс. Более того, на этапе восстановления экономики именно стройка должна стать одним из локомотивов роста, который потянет за собой и другие сектора.
Владимир Путин, Президент РФ
Что же касается расценок в сфере транспортной инфраструктуры, то предложения по актуализации индексов должны быть представлены уже 1 июня. Такие сроки значатся в распоряжении главы государства в адрес Минстроя, Минтранса, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы.