Как Эйбел Тесфайе всех обманул и сделал ретровейв попсой.
Знаете, меня вот искренне бомбит. Суммарно более 500 млн просмотров на ютабе клипов на ютабе, миллиарды прослушиваний на Spotify, ТЫСЯЧИ МЕМОВ и... ни одной номинации на Грэмми. А у Бейонсе целых девять. Что-то в этом мире пошло.
Эйбел (чудесное же имя) начинал скромно - с анонимных заливов треков на ютубчек. Затем постепенно колесо начало раскручиваться: признание критиков, затем даже две граммофонные статуэтки и номинации на Оскар (правда, за "Пятьдесят оттенков серого"). Вроде бы классическое R'n'B, но уже в 2016 Викенд начал баловаться с электронной музыкой, как никак записал совместный трек с Daft Punk. Видимо, уже тогда нам следовало догадываться, что Эйбел с такими экспериментами "родит кентавра". И кентавр таки медленно, под звук фанфров, рождался на свет в 2019-2020 года
After Hours - гениальнейшая обманка для массового слушателя. Вроде бы тут у нас классический R'n'B, характерный для него вокал, но уже Alone Again начинается с какого-то нехарактерного шипения, но тут в середине трека начинает фигачить синтезатор. И вот, ты понимаешь, что внезапно оказался дома... Что сделал Викенд? Он спаял воедино один из наиболее широких жанров поп-музыки и предельно нишевый жанр электронной музыки, который ты "где-то слышал, но не можешь сказать где". Весь альбом - это уникальнейший синтез попсы и синтвейва, где 90% слушателей даже не догадываются, что окунулись в те самые 80-ые.
Но Эйблу же этого мало, верно? К чему брать за основу один из самых "киношных" музыкальных жанров и не пойти с ним дальше обычного звучания? Поэтому надо брать настоящих профессионалов своего дела и выворачивать кино наизнанку.
Пойдем мы по порядку повествования и выхода клипов. Первая у нас на очереди Heartless. Главный герой на пару с корешем посреди Вегаса и судя по всему он уже под чем-то, но зачем останавливаться? Наркотики, алкоголь, трэш, Содом и Гоморра. Характерный текст, от отм какой у нас лирический герой "бессердечный", разбиватель сердец, торчок и вообще на все наплевать, но в конце, когда наркота отступает, все равно все сводящий к тому, что так-то сердце ему разбили. Миленько)
Наркотики, Вегас, трипы и миленькая жаба, которую обязательно нужно облизать - да, это все у нас гигантский референс в сторону "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", по случаю чего не упущу возможность вставить легендарную цитату.
У нас было 2 пакета травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты, пол солонки кокаина и бесконечное множество транквилизаторов всех сортов и расцветок, а также текила, ром, ящик пива, пинта чистого эфира и амил нитрат. Не то чтобы это был необходимый запас для поездки, но раз уж начал коллекционировать дурь, то сложно остановиться...
Вообще здесь у нас более привычный R'n'B, традиционные биты и около-блюзовые мотивы, но на то у нас и плюс-минус типичный текст. Правда, концовка нас явно бросает к тому, что герой хочет вырваться из традиционного для него состояния и броситься в слепящие огни.
Blinding Lights. Наконец хоть немного отойдя от трипа, наш герой находит скоростной спорткар и жмет педаль в пол - к черту Лас-Вегас, город греха, впереди Лос-Анджелес. Ну а что еще делать, если нужно найти "ту самую"! Ведь без нее никак, гоним со всей скоростью и ловим момент, что живем! Ведь настолько ослеп от света, что не можешь заснуть без ее прикосновения! И вот вроде пригоняем, но что-то не так. А она точно есть? Магия какая-то. А тут еще и какие-то мордовороты избивают. И вот ты посреди улицы и просто ржешь от сюра происходящего и танцуешь.
Вот здесь с референсами уже сложнее. Где-то читал о том, что Антон Тамми (режиссер почти всех клипов) якобы здесь много вдохновлялся "Джокером", и что-то где-то есть в этом, но не вполне согласен с этой позицией. Да, безумный смех, насилие и иллюзорность "той самой" имеются, но Артур Флек имеет очень мало с тем темпом, который задается в клипе с этой быстрой ездой. Ну и да, я не будь собой, если бы не видел здесь куда больше "Драйва" - потому что мотивы бессонной ночи по ночному городу, мысли о "той самой". Хотя оно на вкус и цвет, конечно. Можно сойтись на том, что здесь есть и тот ремейк "Таксиста", и этот.
Но что на счет музыки? А здесь у нас чистый синтвейв, от первой до последней ноты, синтезатор является определяющим для всего мотива трека. Причем синтезатор тот самый, под который обычно звучит "ночной звонок". На пару секунд в середине синтвейв так вообще хочет превратиться в подобие вапорвейва, и, я просто уверен, это не просто так. И да, никто не заметил подмены целого жанра в самом популярном треке прошлого года. Ну а что дальше? А дальше часы....
After Hours, названная по альбому (а может и наоборот, не берусь судить), вообще является коротким метром (именно клип), что еще более забавно. Главный герой все это время будто бы был на студии с выступлением. Но тогда почему он избит и в ссадинах? Все предыдущие события вообще были? ГГ медленно идет по улице и его начинает накрывать, и явно от ломки. Он начинает беззвучно орать прямо в камеру, пока нечто невидимое не хватает его и не начинает со стремительной скоростью нести прямо по улице. Но вот шорткат - и вы видим пару, входящую в позолоченный лифт вместе с героем. Двери закрываются, мы слышим крики.
Ну, как по мне, точно здесь можно указать на лифт - да, это 100% "Драйв" и быть другого не может. А дальше? А дальше у нас ее глаза, от них все равно не скрыться.
In Your Eyes. Сцена в лифте продолжается, но теперь мы видим в руках героя острый нож. И вот девушка, вся в крови бежит от него, скрывается, пытается найти помощь, бежит в клуб, но герой Викенда все преследует ее. А что он сам? Он видит все в ее глазах, в слова, даже слова лжи, но она выше их, и от того он не может ее оставить. Ведь что-то жжет ее изнутри, пускай он и ослеп. Но... топор делает свое дело. И вот они, безумные танцы торжества и остается один вопрос - а кто по итогу жертва-то?
Здесь Эйбел вновь вторгается на территорию синтвейва, пускай и не такого бодрого, как в Blinding Lights, но не менее мелодичного. Что интересно, весь клип является хорошим таким референсом к старым-добрым слэшерам, и прежде всего к "Хэллоуину" Карпентера, одного из корифеев нашей синтезаторной музыки. Ну ведь чудесно!
Так что с героем? Он что, умер? Да черт его знает. Вроде как истекает кровью...
Until I Bleed Out снова возвращает нас в состояние трипа главного героя. Причем уже действительно сложно, точно ли он творится в реальности, или же лирический герой Викенда попал в какое-то подобие лимба или чистилища. Крутящаяся комната, шарики, патихард, шарики, пустыня. Герой явно в ловушке собственного состояния, из которого он ну очень хочет вырваться, но не вполне понимает как. И все напевает: "Как же я хочу тебя забыть, пока полностью не истеку кровью..."
Здесь уже на самом деле прямо таки мета-трек. Переизбыток воздушных шаров не просто так - первый альбом Эйбела так и назывался, "House of Balloons". Бесконечный бег по кругу с прямой отсылкой на первый полноценный альбом, хммм... А здесь еще и накладываем отношения Викенда с моделью Беллой Хадид, с которой он то сходился, то расходился, вплоть до последнего расставания незадолго до написания After Hours. Ну неплохо, неплохо.
А по звучанию, у нас тут ну очень мелодично-меланхоличный R'n'B с примесью уже несколько чужеродных отголосков синтезатора, что только добавляет сюрра происходящему. Жив ли он вообще? Почему оказался в пустыне? Ведь он дитя снега...
Snowchild. Наш нигга вроде поднимается, но тут же проваливается под землю. И где же он? Там где снег, где братки, где начало, где нужно заботиться о своих. Но наш герой всегда грезил о Калифорнии, и теперь нигга уходит. Где реальные вызовы, бесплотные враги, "та самая", деньги, мерседес. Но и здесь нигга уходит. Но папарации, особняки, гастроли... нигга все равно должен уйти, ведь терпеть он не умел. И снова возвращается в город греха, хоть он и казался городом ангелов, к тому самому казино...
Вообще мало кто знает, но Эйбел так-то вообще-то из Канады, страны снега. А весь трек/клип - очень такая интересная ретроспектива Викенда на прошлый опыт и попытка переосмыслить себя. С детством, приходом популярности, переездом в Калифорнию и попыткой не потерять, а может и наоборот, найти себя. От того клип к Snowchild наверное и самый "фантастический" - какие-то сайлентхилловские твари, неоновые кресты как оружие, летучие мыши как духи. Наши воспоминания всегда приобретают определенный гротеск со временем и искажаются.
Конкретно здесь выбор именно анимации, а не живых съемок, является наиболее правильным решением - просто потому что анимация может позволить воплотить самые безумные фантазии. Что интересно, сам клип был нарисован первой в Японии студией аниме, основанной афроамериканцами. Так-то.
Ну да ладно. Наш нигга ушел? Но ушел куда, в начало? А, может, спасти ее от слез?
Save Your Tears. Ой, а что это, мы снова на сцене? Да еще и с неестественным лицом, будто его пришили только недавно на место (мы же помним, что кто-то остался без головы). Люди в масках, все какие-то искусственные. Но среди них есть "та самая". Та, что не удержал, и от того она не может простить. Эмоции так и прут, но она сдерживается, хоть и пускает слезу. Так может, детка, ты придержишь слезы до другого раза раза? Да и не бойся выстрелить, чего ты? Там же конфетти!
Вообще сюжетно этот клип выбивается сильнее всего. Оно и логично, Snowchild кончился там, где начался Heartless, круг замкнулся. От того Save Your Tears кажется скорее этаким эпилогом (если, конечно, после внезапно не последуют еще клипы) - этакое прощение себя, смех и легкость, пожелание всего самого лучшего. Только так можно сказать "Спасибо!". Поэтому трек кажется, наверное, самым светлым из всего альбома, куда ближе к дримвейву, чем к вездесущему синту или обычному R'n'B. Ну и да, спасибо за грим, я на 100% уверен, что это просто отсылка к мему со Сквидвардом.
Так что нам дал After Hours и его визуальное сопровождение? А на самом деле очень уникальное произведение популярного, не побоюсь этого слова, искусства. Это предельно цельное воспроизведение эмоций и ретроспективы пережитого опыта и отношений. Ну а что, как не ретровейв, идеально ложится под музыкальную составляющую подобного?
На самом деле, как никогда рад снова написать это. Слушайте хорошую музыку и держите руки чистыми, они не должны быть немного грязными. И смотрите чаще на звезды, они вдохновляют.
Неоновая синема - "Джокер"
Perturbator и АНИМЕ - чем вдохновляется DARKSYNTH
История Джимми - Sexualizer как суть Synthwave