Найти тему
ВОСЬМИДЕСЯТНИК

The Weeknd, ретровейв и кино - коктейль After Hours

Как Эйбел Тесфайе всех обманул и сделал ретровейв попсой.

Маэстро собственной персоной
Маэстро собственной персоной

Знаете, меня вот искренне бомбит. Суммарно более 500 млн просмотров на ютабе клипов на ютабе, миллиарды прослушиваний на Spotify, ТЫСЯЧИ МЕМОВ и... ни одной номинации на Грэмми. А у Бейонсе целых девять. Что-то в этом мире пошло.

Эйбел (чудесное же имя) начинал скромно - с анонимных заливов треков на ютубчек. Затем постепенно колесо начало раскручиваться: признание критиков, затем даже две граммофонные статуэтки и номинации на Оскар (правда, за "Пятьдесят оттенков серого"). Вроде бы классическое R'n'B, но уже в 2016 Викенд начал баловаться с электронной музыкой, как никак записал совместный трек с Daft Punk. Видимо, уже тогда нам следовало догадываться, что Эйбел с такими экспериментами "родит кентавра". И кентавр таки медленно, под звук фанфров, рождался на свет в 2019-2020 года

After Hours - гениальнейшая обманка для массового слушателя. Вроде бы тут у нас классический R'n'B, характерный для него вокал, но уже Alone Again начинается с какого-то нехарактерного шипения, но тут в середине трека начинает фигачить синтезатор. И вот, ты понимаешь, что внезапно оказался дома... Что сделал Викенд? Он спаял воедино один из наиболее широких жанров поп-музыки и предельно нишевый жанр электронной музыки, который ты "где-то слышал, но не можешь сказать где". Весь альбом - это уникальнейший синтез попсы и синтвейва, где 90% слушателей даже не догадываются, что окунулись в те самые 80-ые.

Но Эйблу же этого мало, верно? К чему брать за основу один из самых "киношных" музыкальных жанров и не пойти с ним дальше обычного звучания? Поэтому надо брать настоящих профессионалов своего дела и выворачивать кино наизнанку.

Пойдем мы по порядку повествования и выхода клипов. Первая у нас на очереди Heartless. Главный герой на пару с корешем посреди Вегаса и судя по всему он уже под чем-то, но зачем останавливаться? Наркотики, алкоголь, трэш, Содом и Гоморра. Характерный текст, от отм какой у нас лирический герой "бессердечный", разбиватель сердец, торчок и вообще на все наплевать, но в конце, когда наркота отступает, все равно все сводящий к тому, что так-то сердце ему разбили. Миленько)

Наркотики, Вегас, трипы и миленькая жаба, которую обязательно нужно облизать - да, это все у нас гигантский референс в сторону "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", по случаю чего не упущу возможность вставить легендарную цитату.

У нас было 2 пакета травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты, пол солонки кокаина и бесконечное множество транквилизаторов всех сортов и расцветок, а также текила, ром, ящик пива, пинта чистого эфира и амил нитрат. Не то чтобы это был необходимый запас для поездки, но раз уж начал коллекционировать дурь, то сложно остановиться...

Вообще здесь у нас более привычный R'n'B, традиционные биты и около-блюзовые мотивы, но на то у нас и плюс-минус типичный текст. Правда, концовка нас явно бросает к тому, что герой хочет вырваться из традиционного для него состояния и броситься в слепящие огни.

Blinding Lights. Наконец хоть немного отойдя от трипа, наш герой находит скоростной спорткар и жмет педаль в пол - к черту Лас-Вегас, город греха, впереди Лос-Анджелес. Ну а что еще делать, если нужно найти "ту самую"! Ведь без нее никак, гоним со всей скоростью и ловим момент, что живем! Ведь настолько ослеп от света, что не можешь заснуть без ее прикосновения! И вот вроде пригоняем, но что-то не так. А она точно есть? Магия какая-то. А тут еще и какие-то мордовороты избивают. И вот ты посреди улицы и просто ржешь от сюра происходящего и танцуешь.

Вот здесь с референсами уже сложнее. Где-то читал о том, что Антон Тамми (режиссер почти всех клипов) якобы здесь много вдохновлялся "Джокером", и что-то где-то есть в этом, но не вполне согласен с этой позицией. Да, безумный смех, насилие и иллюзорность "той самой" имеются, но Артур Флек имеет очень мало с тем темпом, который задается в клипе с этой быстрой ездой. Ну и да, я не будь собой, если бы не видел здесь куда больше "Драйва" - потому что мотивы бессонной ночи по ночному городу, мысли о "той самой". Хотя оно на вкус и цвет, конечно. Можно сойтись на том, что здесь есть и тот ремейк "Таксиста", и этот.

Но что на счет музыки? А здесь у нас чистый синтвейв, от первой до последней ноты, синтезатор является определяющим для всего мотива трека. Причем синтезатор тот самый, под который обычно звучит "ночной звонок". На пару секунд в середине синтвейв так вообще хочет превратиться в подобие вапорвейва, и, я просто уверен, это не просто так. И да, никто не заметил подмены целого жанра в самом популярном треке прошлого года. Ну а что дальше? А дальше часы....

After Hours, названная по альбому (а может и наоборот, не берусь судить), вообще является коротким метром (именно клип), что еще более забавно. Главный герой все это время будто бы был на студии с выступлением. Но тогда почему он избит и в ссадинах? Все предыдущие события вообще были? ГГ медленно идет по улице и его начинает накрывать, и явно от ломки. Он начинает беззвучно орать прямо в камеру, пока нечто невидимое не хватает его и не начинает со стремительной скоростью нести прямо по улице. Но вот шорткат - и вы видим пару, входящую в позолоченный лифт вместе с героем. Двери закрываются, мы слышим крики.

Ну, как по мне, точно здесь можно указать на лифт - да, это 100% "Драйв" и быть другого не может. А дальше? А дальше у нас ее глаза, от них все равно не скрыться.

In Your Eyes. Сцена в лифте продолжается, но теперь мы видим в руках героя острый нож. И вот девушка, вся в крови бежит от него, скрывается, пытается найти помощь, бежит в клуб, но герой Викенда все преследует ее. А что он сам? Он видит все в ее глазах, в слова, даже слова лжи, но она выше их, и от того он не может ее оставить. Ведь что-то жжет ее изнутри, пускай он и ослеп. Но... топор делает свое дело. И вот они, безумные танцы торжества и остается один вопрос - а кто по итогу жертва-то?

Здесь Эйбел вновь вторгается на территорию синтвейва, пускай и не такого бодрого, как в Blinding Lights, но не менее мелодичного. Что интересно, весь клип является хорошим таким референсом к старым-добрым слэшерам, и прежде всего к "Хэллоуину" Карпентера, одного из корифеев нашей синтезаторной музыки. Ну ведь чудесно!

Так что с героем? Он что, умер? Да черт его знает. Вроде как истекает кровью...

Until I Bleed Out снова возвращает нас в состояние трипа главного героя. Причем уже действительно сложно, точно ли он творится в реальности, или же лирический герой Викенда попал в какое-то подобие лимба или чистилища. Крутящаяся комната, шарики, патихард, шарики, пустыня. Герой явно в ловушке собственного состояния, из которого он ну очень хочет вырваться, но не вполне понимает как. И все напевает: "Как же я хочу тебя забыть, пока полностью не истеку кровью..."

Здесь уже на самом деле прямо таки мета-трек. Переизбыток воздушных шаров не просто так - первый альбом Эйбела так и назывался, "House of Balloons". Бесконечный бег по кругу с прямой отсылкой на первый полноценный альбом, хммм... А здесь еще и накладываем отношения Викенда с моделью Беллой Хадид, с которой он то сходился, то расходился, вплоть до последнего расставания незадолго до написания After Hours. Ну неплохо, неплохо.

А по звучанию, у нас тут ну очень мелодично-меланхоличный R'n'B с примесью уже несколько чужеродных отголосков синтезатора, что только добавляет сюрра происходящему. Жив ли он вообще? Почему оказался в пустыне? Ведь он дитя снега...

Snowchild. Наш нигга вроде поднимается, но тут же проваливается под землю. И где же он? Там где снег, где братки, где начало, где нужно заботиться о своих. Но наш герой всегда грезил о Калифорнии, и теперь нигга уходит. Где реальные вызовы, бесплотные враги, "та самая", деньги, мерседес. Но и здесь нигга уходит. Но папарации, особняки, гастроли... нигга все равно должен уйти, ведь терпеть он не умел. И снова возвращается в город греха, хоть он и казался городом ангелов, к тому самому казино...

Вообще мало кто знает, но Эйбел так-то вообще-то из Канады, страны снега. А весь трек/клип - очень такая интересная ретроспектива Викенда на прошлый опыт и попытка переосмыслить себя. С детством, приходом популярности, переездом в Калифорнию и попыткой не потерять, а может и наоборот, найти себя. От того клип к Snowchild наверное и самый "фантастический" - какие-то сайлентхилловские твари, неоновые кресты как оружие, летучие мыши как духи. Наши воспоминания всегда приобретают определенный гротеск со временем и искажаются.

Конкретно здесь выбор именно анимации, а не живых съемок, является наиболее правильным решением - просто потому что анимация может позволить воплотить самые безумные фантазии. Что интересно, сам клип был нарисован первой в Японии студией аниме, основанной афроамериканцами. Так-то.

Ну да ладно. Наш нигга ушел? Но ушел куда, в начало? А, может, спасти ее от слез?

Save Your Tears. Ой, а что это, мы снова на сцене? Да еще и с неестественным лицом, будто его пришили только недавно на место (мы же помним, что кто-то остался без головы). Люди в масках, все какие-то искусственные. Но среди них есть "та самая". Та, что не удержал, и от того она не может простить. Эмоции так и прут, но она сдерживается, хоть и пускает слезу. Так может, детка, ты придержишь слезы до другого раза раза? Да и не бойся выстрелить, чего ты? Там же конфетти!

Вообще сюжетно этот клип выбивается сильнее всего. Оно и логично, Snowchild кончился там, где начался Heartless, круг замкнулся. От того Save Your Tears кажется скорее этаким эпилогом (если, конечно, после внезапно не последуют еще клипы) - этакое прощение себя, смех и легкость, пожелание всего самого лучшего. Только так можно сказать "Спасибо!". Поэтому трек кажется, наверное, самым светлым из всего альбома, куда ближе к дримвейву, чем к вездесущему синту или обычному R'n'B. Ну и да, спасибо за грим, я на 100% уверен, что это просто отсылка к мему со Сквидвардом.

Идеально.
Идеально.

Так что нам дал After Hours и его визуальное сопровождение? А на самом деле очень уникальное произведение популярного, не побоюсь этого слова, искусства. Это предельно цельное воспроизведение эмоций и ретроспективы пережитого опыта и отношений. Ну а что, как не ретровейв, идеально ложится под музыкальную составляющую подобного?

На самом деле, как никогда рад снова написать это. Слушайте хорошую музыку и держите руки чистыми, они не должны быть немного грязными. И смотрите чаще на звезды, они вдохновляют.

Неоновая синема - "Джокер"
Perturbator и АНИМЕ - чем вдохновляется DARKSYNTH
История Джимми - Sexualizer как суть Synthwave