Что общего между фильмами классики – лентой «Фотоувеличение» (1966) Микеланджело Антониони и немой картиной Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920) ? В основу фабулы итальянской ленты положен случай с фотографом. Герой снимал гуляющую в пустующем парке парочку, позже он сталкивается с дальнейшим преследованием. Укрупняя фото, он открывает очевидный факт: его камера зафиксировала убийство. Сам же его он просто не заметил. Нечто подобно, на самом деле, произошло со сценаристом ленты о Калигари Гансом Яновицем. Только об убийстве он узнал на следующей день из газет.
Эта история может быть поучительной для любого зрителя. Уроки по режиссуре я обычно начинаю с того, что призываю молодых авторов обязательно быть в шкуре зрителя, то есть понимать, что зритель не заметит абсолютно все, что появилось на экране. Количественно мы воспринимаем менее половины информации в "одной картинке". Таковы уж законы восприятия кино. Поэтому важно быть режиссером, выделить главное и сделать так, чтобы зритель его разглядел. Роберт Вине и Микеланджело Антониони оказались в трудном положении, они открывали новые направления в кино, новый киноязык.
Так группа, созданная Р. Вине, собралась делать публицистический фильм - антимилитаристскую метафору авторитарной власти и отправляемого на войну спящего народа. Никто даже и предположить не мог, что зритель будет воспринимать его как фильм ужасов, ленту рождающегося экспрессионизма, где сон совмещается с реальностью. Открытия в фильме Вине делались не только сознательно. Почему пространство в фильме было изображено на холсте, даже лучи света?
Оказывается экономика Германии после поражения в войне находилась в плачевном состоянии, поэтому лимит на электроэнергию в павильоне группа исчерпала уже к началу съемок. Именно поэтому свет изображали на полотне, на декорациях. Продюсеры ленты о Калигари заставили режиссера сделать другой финал, превративший сюжет в исповедь пациента больницы душевнобольных. Но смысл ленты со временем раскрылся во всей полноте. Не случайно З. Кракауэр назовет книгу о немецком кино этого периода: «От Калигари до Гитлера».
Кадр из фильма М. Антониони "Блоу - ап": так привык видеть герой мир людей. Но наступит время и ему придется задуматься.
М. Антониони также не мог заранее предполагать, что фильм «Фотоувеличение» будет непонятным для зрителя. Парадокс, имея образование по экономике и коммерции, режиссер снимал совершенно некоммерческие фильмы. Но будучи гордым, он настаивал на том, чтобы к нему относились как к крупному художнику, жаловался на то, что получает слишком мало, и что его узнают реже, чем актеров и режиссеров со звездным статусом. Все это дает основания предположить, что обращение к модной теме (откровенные сцены, рок-музыка, наркотики, фотосессии, супер-фэшн-модели) в фильме «Блоу – ап» было вполне сознательным и намеренным. Это был спланированный шаг к тому, чтобы заявить о себе как о коммерчески успешном режиссере. Не получилось. «Блоу – ап» раскрылся как
великий шедевр только со временем и тем, кто уже жил в мире современного кино, для формирования которого открытия Антониони оказались решающими.
Киновед Владимир Жерехов