«Подготовка к ЕГЭ в условиях самоизоляции», звучит пугающе, не правда ли? Везде это «само», очень сильное давление оказывается в это время на нашу самоорганизованность, самостоятельность и самодисциплину. Возможно, сегодня вы опять сказали себе, что сделаете всё и сразу: перерешаете все варианты по математике и напишете сочинение по русскому, ну или за день подготовитесь к ЕГЭ по обществознанию, но вот уже вечер и вы устали. Все смешалось, и время улетело в никуда.
Однако с этим состоянием можно бороться и в этой статье мы поделимся с вами методиками, с помощью которых можно понять, чего вы хотите на самом деле и как организовывать свою работу по достижению «хотелок». Также мы остановимся на аспекте, который довольно часто утаивается от нас – умение отдыхать.
Вероятно, вы и не удивитесь, но любая история о продуктивности, учебе, успехе, жизненных целях и всему подобному имеет этот самый незаменимый компонент – умение отдыхать. Именно отдых дает нам необходимую энергию для продуктивности, и эту энергию мы зачастую не можем направить туда, куда хотим.
В общем, начнем с полезного и закончим приятным – потом поймете почему.
Техники управления временем
Именно правильно сформулированная цель позволяет не распыляться на ненужные задачи, и сконцентрировать все силы на её достижении. Цели довольно сложно формулировать, мы часто представляем их размыто, например: “Хочу много денег”, а сколько конкретно и зачем – непонятно. Или она может не согласовываться с другой целью, например: “Получить 100 баллов на ЕГЭ” и “Выиграть чемпионат России по настольному теннису”. В формулировании цели может помочь техника SMART. Согласно этой технике цель должна соответствовать определенным критериям:
1. Specific (конкретная) – цель будет конкретной, если указать желаемый результат;
2. Measurable (измеримая) – цель будет измеримой, если определить качественные и количественные критерии ее достижения;
3. Achievable (достижимая) – цель будет достижимой, если имеются соответствующие ресурсы, знания и возможности;
4. Relevant (соответствующая) – цель будет соответствующей, если согласовывается с другими целями и не противоречит жизненному укладу;
5. Time Bound (ограниченная по времени) – цель должна иметь временные рамки для достижения.
Также при формулировании целей полезна методика фиксации. Фиксация – это метод тайм-менеджмента, заключающийся в перенесении информации из головы на бумагу с помощью списков. Главные из них:
1. Желания. Желания помогают понять себя и расширяют внутренние границы. Список желаний составьте большой – важно позволять себе мечтать. Однако не забудьте спросить себя: “Зачем мне это нужно?” – возможно Вы узнаете о себе много нового.
2. Цели. Запишите цели, но не те, «правильные», а которые искренне вдохновляют. Такие цели приведут к успеху и осуществлению мечты.
3. Задачи. В списке задач укажите дела, которые необходимо сделать в соответствии с целями.
4. Идеи. В списке идей отражайте интересные мысли, которые приходят в голову. Бывает, что благодаря фиксации таких идей мы можем к ним вернуться в будущем, когда у нас больше возможностей.
Использование этих техник позволяет структурировать информацию перемещающуюся хаотично по клеткам нашего мозга. У Вас появится четкое представление о желаниях, целях, задачах, с которыми можно работать.
Возможно, что после такой ревизии Вы почувствуете, что выбрали не те предметы для сдачи ЕГЭ, не тот вуз или вообще не хотите поступать никуда. И это не страшно. Лучше раньше, чем позже, многие люди так и живут в неведении занимаясь тем, что им на самом деле не нравится и не подходит. Воспринимайте сдачу ЕГЭ не как смысл жизни, а как одну из крупных, но всё-таки задач, которая соответствует Вашей цели.
Однако вернемся к процессу реализации. Вот Вы уже определились с целями и задачами, но как их выполнять наиболее продуктивно? Для реализации учебных задач отлично подходит принцип «помидора». Дело в том, что резервы нашего произвольного внимания и концентрации не безграничны: по данным исследований в среднем нас хватает примерно на 20-30 минут, затем мы неизбежно отвлекаемся, так как лобные доли, ответственные за такую концентрацию, затрачивают очень много энергии. Поэтому можно пользоваться техникой «помидора», чтобы брать максимум от резервов концентрации: по данной технике все дела состоят из помидоров, один помидор – это 25 минут непрерывного занятия.
Подготовка очень простая: составьте план на день, установите время выполнения для каждой задачи и разбейте его на “помидоры”, но обязательно исключите внешние раздражители. После каждого “помидора” необходимо сделать перерыв 5-10 минут. Так можно сделать до четырех “помидоров”, и уже потом перерыв не менее 30 минут.
Конечно, вы можете постепенно увеличивать периоды сконцентрированной работы, это можно натренировать, тут главное прислушиваться к себе, примерный максимум такой полной концентрации для взрослого человека – 50 минут. Эта техника улучшает концентрацию внимания, устраняет отвлекающие моменты и отлично подходит как для реализации сложных, творческих задач, так и для ускоренного усвоения материала.
С какой задачи начать и за что взяться? Многозадачность для Юлия Цезаря, а не для простых смертных. Если ваш мозг решает несколько задач одновременно, то скорость и качество их выполнения резко снижаются. Для того чтобы понять, с чего, собственно, начать, может помочь матрица Эйзенхауэра.
Инструкция следующая. Нарисуйте таблицу и две оси: ось важности по вертикали и ось срочности по горизонтали. Так образуется матрица, в которой выделяются четыре квадранта. В каждый из них записываются задачи и дела.
- Первый квадрат – важно и срочно. Делайте его сразу. При грамотном планировании квадрант остается пустым. Для этого пункты остальных квадрантов делайте вовремя.
- Второй квадрат – важно и не срочно. Решайте, когда это сделаете. Заслуживает пристального внимания, отражает приоритетные и текущие задачи. Эти задачи и формируют основу расписания.
- Третий квадрат – не важно и срочно. Сделайте позже. Дела из данного квадранта отвлекают, мешают сосредоточиться и не приближают человека к желаемому результату.
- Четвертый квадрат – не важно и не срочно. Игнорируйте. Задачи из этого квадранта не приносят никакой пользы.
Может, конечно, случиться казус с игнорированием, но вам и так повезло – в школу не надо ходить. В любом случае – не стесняйтесь не делать того, чего Вы не хотите и что не соответствует вашим целям!
Когда Вы поняли, с каких задач начать движение к заветной цели, постарайтесь спланировать день так, чтобы самые трудные из них выполнять утром. Это, так называемая, техника «лягушки». Она предлагает начинать день с задач, которые постоянно откладываются, делаются долго или не выполняются вовсе. Тем не менее, такие задачи также требуют решения, потому что являются частью результата.
Иногда бывает очень трудно заставить себя быть продуктивным с самого утра. В таких моментах помогает подбадривать себя сулящим выбросом эндорфина от осознания того, что вы ЭТО сделали и целый день еще впереди и можно заняться чем-нибудь не связанным с ЕГЭ. Как говорил Марк Твен: «Съедайте лягушку каждое утро, и остаток дня будет чудесным, поскольку ничего худшего с Вами уже не случится». Кстати, первый квадрат матрицы Эйзенхауэра как раз состоит из таких «лягушек».
При подготовке к ЕГЭ и, в целом по жизни, важно уметь не только напрягаться и всё успевать, но и расслабляться, качественно отдыхать. Организм у вас один и, если вы его серьезно перенапряжете, он может слететь с катушек, вместе с крышей (она при этом поедет). Если говорить научно, то важно поддерживать баланс активностей симпатической и парасимпатической вегетативных нервных систем, ведь именно парасимпатическая система дает нам энергию для всей той активности, которая организуется тайм-менеджментом.
Итак, как же правильно отдыхать? Это искусство еще более сложное, чем методики тайм-менеджмента. Вот несколько советов:
1. Прислушайтесь к себе, наверняка, вы уже знаете, какая активность способна придать вам сил и ощущение радости и полноты жизни – обязательно оставляйте для нее время! Подкрепляйте приятным свои достижения в продуктивности – вся наша мотивация основывается на системе положительного подкрепления.
2. Лучше, если это будет чем-то полезным для организма и отличающимся от вашей учебной деятельности. То есть вы учитесь, напрягаете мозг, впитываете информацию, сидите – встаньте, подвигайтесь, ограничьте поток информации.
3. Старайтесь избегать, так называемых, «похитителей времени». Они отвлекают нас от того, чего мы действительно хотим. К ним относятся всевозможные социальные сети, YouTube, сериалы и т.д. От таких привычек сразу отказаться сложно, потому что мы зачастую поддаемся им неосознанно. Поэтому можно попробовать ограничить время для такого рода занятий и решить, когда вы позволите себе на них отвлекаться. Если трудно разграничить по времени – разграничьте в пространстве, например: отвлекайтесь где угодно, но только не за рабочим столом.
4. Если Вы испытываете сильную тревогу и беспокойство, то попробуйте "вернуться в тело". Зачастую мы испытываем тревогу, когда наш мозг перегревается, а возвращение в тело его успокаивает. Для этого достаточно даже просто лечь на пол, ощутить, как ваше тело давит на него, закрыть глаза и понаблюдать за своим дыханием.
5. Гуляйте и занимайтесь спортом. Любая циклическая физическая активность (бег, плавание, ходьба) снижает тревогу, улучшает когнитивные способности. Если вы будете миксовать учебную активность с физической, то вы усвоите изученное в разы лучше. Доказано.
В общем, психологического благополучия Вам и удачи на экзаменах! Не поддавайтесь на сложившуюся неопределенность. Помните, что свою личную определенность Вы создаете самостоятельно.
Подготовили для Вас Дина Митюрева и Александр Петров.