Найти тему
ПапМамБлог

Ошибки родителей, чьи дети не любят читать

У каждого детского возраста свои "проблемы", но есть какая-то особая родительская боль, которую несут с года до старших классов. "Почему не любит читать книги? ", - вздыхают родители дошколят и будут так вдыхать до выпускного, если не зададут вопрос правильно! Ведь разве ребёнок "читает"? До 7 лет дети в основном не читают, а "слушают". Тогда правильно спросить, "Почему ребёнок не любит слушать, как я читаю?"

В этой плоскости становится понятно, что проблема может быть не в слушающем, а в читающем. Вот несколько возможных причин, мешающих ребёнку влюбиться в книжки раз и навсегда.

1) Избыточное количество мультиков.

2) Скучный голос. Может вы читаете и не монотонно, но стандартными интонациями - вопросами и восклицаниями, ребёнка не зацепить. Вживайтесь в роль, меняйте голоса, жестикулируйте, когда уместно, показывайте на картинке детали, о которых идёт речь.

-2

3) Безучастность. Вам все равно, что там с домом тёти кошки? Этот номер не пройдёт, если вы решили очаровать малыша литературой! Ахайте, охайте, цокайте, грозите пальцем прямо нарисованным героям. Если вам будет не все равно, то и ребёнку будет.

-3

4) Педантичность. Ничего ужасного не случится, если вы начнёте читать не с начала, а со страницы с яркой картинкой, которая привлекла ребёнка. Если слишком много описаний и чувствуете, что ребёнок теряет интерес, смело переходите к диалогам. Ведь задача не прочитать от корки до корки, а вовлечь в историю!

-4

5) Опускание рук. Допустим вы всё это уже делали и за выразительное чтение можете быть номинированы на какую-нибудь театральную премию, а ребёнок, хоть ты тресни, избегает "литературных минут". Возможно, у малыша очень избирательный вкус и книжки, которые "положены" в этом возрасте, ему не подходят. Не останавливайтесь в поисках! Пробуйте авторов из разных стран, экспериментируйте в жанрах (сказки, повести, детективы, научпоп, комиксы, а конце концов), миксуйте классиков и современников, стихи и прозу, ищите серии, герои которых станут родными.

-5

6) Книги не по возрасту. Самая обидная ошибка, которую легко не заметить. Бывает ребёнок охотно слушает очередную главу какой-то сказки перед сном, не выражая скуки, родителям может показаться, что он увлечён историей. Но если маленький ребёнок не задаёт ни одного вопроса, то скорее всего, все его мысли были заняты более занятными и понятными вещами. Потому ориентируйтесь не на возрастные маркировки и советы, а честно признайтесь, на каком литературном уровне сейчас ваш ребёнок и углубляйте его.

Вот нравятся ему в 4 года рассказы Сутеева и ничего серьёзнее читать не хочет. Тогда, во-первых, разживитесь полным собранием его произведений, у него есть и более объёмные произведения, чем история про трех котят ("Это что за птица", "Кот рыболов", "Мешок яблок", "Нераскрашенный петушок"). Во-вторых, ищите причины, может ребёнку нравится стилистика сутеевских иллюстраций, тогда предложите "Крошку Енота", в первых изданиях книга иллюстрирована как раз Сутеевым, некоторые животные будут очень узнаваемы.

Ещё один пример - завис на "Колобке" и "Теремке", эта беда учеников начальной школы, которым пока слабые навыки чтения не позволяют освоить что-то более серьёзное. Найдите хорошо иллюстрированные русские и украинские сказки, там есть "развёрнутые" истории на знакомую тему, например в сказке "Рукавица", сюжет как в теремке, ребёнок быстро ухватит суть, но это будет новый уровень, потому что животных больше, диалоги длиннее.

-6

И на последок, сходите вместе в книжный магазин, выберете вместе самую классную книгу, по дороге домой рассмотрите картинки и пофантазируйте, читайте и разыгрывайте сценки, включайте папу, бабушку, дедушку в чтение по ролям. И помните, книга это только начало истории, дальше она будет развиваться в мире детских фантазий.

-7