«А враги – гора горою,
Мимо нас глядят устало.
Они вовсе не герои,
Но огромные как скалы.
И холодные как льдины,
Не воюют, а скучают.
Мы бы всех их победили,
Только нас не замечают.
Только нас не замечают
Из-за разницы в размерах,
И за это нас прощают
Очень маленьких, но смелых».
Андрей Макаревич «Маленькие герои»
Не сказать, что энциклопедии обходят этот автомобильчик стороной. И все же, они как будто стесняются его скромных данных. И на «Олдтаймер-галерее» Ильи Сорокина, где я впервые увидел машинку, заявленную как Aero-1000, хотя по всем внешним признакам это был Aero-662, около нее не толпился народ. А зря. Хотя бы потому, что это - частичка истории автомобилизма, дошедшая живой и невредимой до нашего времени. В частности, данная модель была выпущена в 1931 году. Значит, ей уже 89 лет. И это достойно уважения.
Здесь необходимо отметить, что Чехословакия до Второй мировой войны славилась своей промышленностью, и мысль инженерная была в ней развита очень хорошо. Основанное в 1919 году предприятие доктора Кабеса специализировалось на ремонте, а потом и выпуске легких самолетов собственной разработки. Однако в конце 20-х спрос на них стал падать, и тогда Aero покупает у инженера Новотны конструкцию и права на выпуск придуманной им машинки Enka.
В 1929 году фирма начинает выпуск этого аппарата под именем Aero-500. Он же Aero-10. Из-за легкости, с которой тасуются эти индексы, часто возникают недоразумения с названиями и идентификацией этих машин. Но что тут поделаешь, к этому надо привыкнуть. Своей концепцией он перекликался с аэропланами тех лет: легкий кузов, облицовка радиатора, напоминающая своим контуром носовую часть самолета, узкие колеса на тонких спицах, открытая всем ветрам кабина, лишь слегка прикрытая тентом, а в итоге – довольно гармоничный облик, если сложить матерчатый верх. Отсюда и название - «Aero».
Машина была исключительно проста, можно сказать, примитивна: кузов покоился на раме из коробчатых лонженронов, 1-цилиндровый двухтактный 10-сильный мотор, который разгонял Aero-500 до 65 км/ч, запускался посредством рычага, соединявшегося тросом со шкивом коленвала. 3-ступенчатая коробка передач была установлена у заднего моста, дифференциал отсутствовал, механические тормоза были только на задних колесах. И стоила машина дешевле мотоцикла, и полюбили ее в Чехословакии в том числе и за это.
В то время автопром уже дал миру множество куда более совершенных и роскошных экипажей, но автомобили Aero смогли найти свою аудиторию, которой и в самом деле понравились эти неприхотливые, надежные и вполне шустрые транспортные средства.
Aero-500 выпускался до 1932 года. Важная деталь - он постоянно совершенствовался. В 1931 году появляется версия с 2-цилиндровым моторчиком объемом 662 куб. см, что находит отражение в индексе машины, получившей уже 18 лошадиных сил. Остальная «начинка» не изменилась, кроме, пожалуй, тормозов, которые стали воздействовать и на передние колеса.
Далее следуют Aero-750, Aero-1000 (в индексах по-прежнему зашифрован объем двигателей), а в середине 30-х компания переходит на выпуск более мощных, сложных в техническом плане и внешне эффектных автомобилей.
Но это – отдельная история. Мы же отметим, что «малыши» Aero 500 - Aero-1000 (разгонялся до 100 км/ч) умудрились прославить фирму участием в многочисленных автопробегах, которые она устраивала в рекламных целях.
Сначала - пробег Прага - Париж-Брест – Прага – Гамбург – Прага (расстояние 3700 километров преодолевается за 180 часов). Затем – 14 000 километров по Африке (очень опасная затея). Далее – 1000 миль по Чехословакии, путешествие по Шотландии и 10 000 километров по дорогам СССР, известное качество которых, как ни странно, не привело ни к одной поломке!
Наконец, 9-е место в ралли «Монте-Карло». В итоге за Aero закрепляется слава "маленького автомобиля для больших путешествий". Не каждый, даже очень дорогой и пафосный экипаж, мог похвастать такой репутацией.
Фото автора и из открытых источников