Найти в Дзене
В школе и дома

Почему учитель кричит?

Приходит однажды утром ко мне сын и говорит:

— Мама, ты на меня вчера крикнула. Я так удивился!

Один из самых больших комплиментов от моих детей всегда звучал именно так: «Ты не кричишь».

На самом деле, кричу. Что же я, не человек, что ли? Просто это, наверное, реже, чем в семьях друзей моих детей. Поэтому при сравнении получается, как будто вообще не кричу.

И в школе тоже всякое бывает, я не святая, хотя очень хотелось бы ))).

Так почему же мы кричим?

Когда я еще только училась быть мамой, мне попалась замечательная книга Г. Клауда и Дж. Таунсенда «Дети: границы, границы!» Они привели замечательную иллюстрацию, чтобы ответить на этот вопрос.

В свой выходной день полицейский прогуливается вдоль дороги, вдруг видит злостного нарушителя правил дорожного движения. Он пытается остановить автомобиль, но водитель, посмеиваясь, проезжает мимо. Полицейский кричит и ругается, но изменить ничего не может. Почему он кричит? Потому что в данный момент у него нет власти над этим водителем. Нет формы, нет документов, нет полномочий. И наоборот, если власть есть, он может быть предельно вежлив, и люди будут трепетать и слушаться.

-2

Получается, что крик — это признак бессилия. Когда мы теряем контроль, видим, что все летит в тартарары, а мы понимаем, что ничего не можем изменить, тогда переходим на крик.

Другая известная поговорка говорит: «Когда тела рядом, а сердца далеко, приходится кричать». То есть крик — это признак того, что люди не слышат, не понимают друг друга. Создается иллюзия, что повышение голоса поможет докричаться.

-3

Увы, это не работает ни в первом, ни во втором случае. Крик не помогает обрести власть. Крик не помогает установить взаимопонимание. Но, к сожалению, очень часто — это единственный способ взаимодействия, который мы вынесли из родительской семьи.

Когда я первый год работала в школе, опытный учитель спросил меня:

— Кричать умеешь?

— Нет… — проблеяла я.

— Плохо, — вынесла она вердикт.

Мне действительно было плохо в тот год. Кричать не умела, и по-другому не получалось. Именно поэтому я решила, что профессия учителя не для меня.

Как-то так все и было ))))
Как-то так все и было ))))

А теперь мне очень жаль учителей, которые кричат. Я понимаю, почему это происходит. Мне очень жаль родителей, которых трясет, когда они пытаются объяснить что-то непонятное ребенку.

Но больше всего мне жаль детей. Они ведь слова не очень понимают, они понимают эмоцию. И когда взрослый начинает кричать, ребенок слов не понимает, он слышит только: «Я плохой! Меня не любят».

-5

Поэтому родителям я часто советую понижать уровень нервозности. Школа когда-нибудь закончится, отличниками однозначно все не будут. А вот нервные клетки не восстанавливаются, отношения тоже можно так испортить, что потом никогда не будет прежнего доверия и открытости.

А вот учителям, которые не могут не кричать, мне кажется, работу надо менять. Потому что можно найти крику тысячи оправданий. Но кому будет легче от этих оправданий?

-6

А у вас получается не кричать?