Приходит однажды утром ко мне сын и говорит:
— Мама, ты на меня вчера крикнула. Я так удивился!
Один из самых больших комплиментов от моих детей всегда звучал именно так: «Ты не кричишь».
На самом деле, кричу. Что же я, не человек, что ли? Просто это, наверное, реже, чем в семьях друзей моих детей. Поэтому при сравнении получается, как будто вообще не кричу.
И в школе тоже всякое бывает, я не святая, хотя очень хотелось бы ))).
Так почему же мы кричим?
Когда я еще только училась быть мамой, мне попалась замечательная книга Г. Клауда и Дж. Таунсенда «Дети: границы, границы!» Они привели замечательную иллюстрацию, чтобы ответить на этот вопрос.
В свой выходной день полицейский прогуливается вдоль дороги, вдруг видит злостного нарушителя правил дорожного движения. Он пытается остановить автомобиль, но водитель, посмеиваясь, проезжает мимо. Полицейский кричит и ругается, но изменить ничего не может. Почему он кричит? Потому что в данный момент у него нет власти над этим водителем. Нет формы, нет документов, нет полномочий. И наоборот, если власть есть, он может быть предельно вежлив, и люди будут трепетать и слушаться.
Получается, что крик — это признак бессилия. Когда мы теряем контроль, видим, что все летит в тартарары, а мы понимаем, что ничего не можем изменить, тогда переходим на крик.
Другая известная поговорка говорит: «Когда тела рядом, а сердца далеко, приходится кричать». То есть крик — это признак того, что люди не слышат, не понимают друг друга. Создается иллюзия, что повышение голоса поможет докричаться.
Увы, это не работает ни в первом, ни во втором случае. Крик не помогает обрести власть. Крик не помогает установить взаимопонимание. Но, к сожалению, очень часто — это единственный способ взаимодействия, который мы вынесли из родительской семьи.
Когда я первый год работала в школе, опытный учитель спросил меня:
— Кричать умеешь?
— Нет… — проблеяла я.
— Плохо, — вынесла она вердикт.
Мне действительно было плохо в тот год. Кричать не умела, и по-другому не получалось. Именно поэтому я решила, что профессия учителя не для меня.
А теперь мне очень жаль учителей, которые кричат. Я понимаю, почему это происходит. Мне очень жаль родителей, которых трясет, когда они пытаются объяснить что-то непонятное ребенку.
Но больше всего мне жаль детей. Они ведь слова не очень понимают, они понимают эмоцию. И когда взрослый начинает кричать, ребенок слов не понимает, он слышит только: «Я плохой! Меня не любят».
Поэтому родителям я часто советую понижать уровень нервозности. Школа когда-нибудь закончится, отличниками однозначно все не будут. А вот нервные клетки не восстанавливаются, отношения тоже можно так испортить, что потом никогда не будет прежнего доверия и открытости.
А вот учителям, которые не могут не кричать, мне кажется, работу надо менять. Потому что можно найти крику тысячи оправданий. Но кому будет легче от этих оправданий?
А у вас получается не кричать?