Найти в Дзене
EPishka - канал о музыке

10 артистов, которые перевернули ВОКАЛЬНОЕ исполнение

Оглавление

Когда вы открываете свою DAW и накидываете эффект для вокального трека, вы и не подозреваете, какая история скрывается за этим процессом. Например, знаете ли вы, что вокодер был изобретен для военных?
Но, как и многие аудиотехнологии, только когда художники овладели им, он стал новаторским креативным инструментом.
В настоящее время вокальные эффекты (как аппаратные, так и VST) — это хлеб и масло музыкального производства, будь то топовые коммерческие радиохиты или экспериментальные магнитофонные релизы.
Итак, вот 10 исполнителей, раздвигающих границы обработки вокала. Если у вас есть свои варианты — смело кидайте в комментарии.

Вокальные эффекты везде

В 2010 году редактор журнала «Future Music» Дэниел Гриффитс примерно подсчитал, что коррекция высоты тона — один из наиболее широко используемых вокальных эффектов — используется в 99% записанной музыки.

Как и большинство новых музыкальных технологий, цифровая коррекция высоты тона вызывала споры и ненависть. Исследователь Оуэн Маршалл отметил: «Список обвинительных заключений обычно включает гомогенизацию музыки, девальвацию «настоящего таланта» и разрушение эмоциональной аутентичности».

Тем не менее, вещи становятся наиболее интересными, когда артисты и продюсеры не пытаются скрыть использование обработки вокала, а наоборот. Когда они принимают и отстаивают эти технологии как способ выйти за рамки того, что мы называем музыкой, и того, что мы считаем человеческим голосом.

Alvino Rey – St-Louis Blues (1944)

Самое раннее использование того, что стало известно как «разговорная коробка», приписывается Альвино Рею и его жене Луизе Кинг в фильме «Jam Session» (1944).

Пара заставила марионетку спеть, направив звук гитары Рея на микрофон, установленный на горле Кинг (которая прячется за кулисами на видео). Затем она открывала в определенной последовательности рот, чтобы «озвучить» звук инструмента обратно в микрофон.

Интересный факт: Альвино Рей — дедушка Уинла и Уилла Батлера из Arcade Fire.

Annette Peacock – Pony (1972)

-2

Pony — это трек со второго студийного альбома Аннет Пикок. В нем представлены ее продюсерские, вокальные и инструментальные таланты (в том числе акустические и электрические пианино, синтезаторы и электрический вибрафон).

В основном записанный вживую альбом сочетает в себе джаз, рок, блюз и электронные эксперименты. Альбом наиболее известен тем, как Пикок использовала синтезатор Moog в качестве вокального эффекта.

То, что вы слышите, — это резонанс фильтра Moog, формирующегося, когда Пикок играет с громкостью своего голоса. Эффект представляет собой захватывающую смесь между голосом человека и инструмента, когда они модулируют друг друга.

Laurie Anderson – O Superman (1982)

Лори Андерсон - американская художница, музыкант и писатель, которая создала удивительное разнообразие мультимедийных произведений искусства. Она исследует темы технологий, музыки, политики и не только.

O Superman — это трек дебютного альбома Андерсон «Big Science» 1982 года (переиздан в 2007 году). Альбом основан на ее мультимедийном перформансе под названием «United States Live».

Как писал на «Pitchfork» Джошуа Кляйн: «Музыкально-гениальный ход Андерсон заключался в том, чтобы использовать вокодер не как трюк, а как мелодичный инструмент».

Использование вокодера в этом треке также особенно актуально для исторической связи вокального эффекта с войной. «О, Супермен» является острой и эмоционально заряженной критикой американского милитаризма.

Бобби Макферрин - бис из Токио (1984)

-3

Скорее всего, вы в какой-то момент подпевали паре хитов Бобби Макферрина 80-х годов. Но вокальные таланты Макферрина сияют лучше всего, когда он поет без сопровождения.

Его вокальный стиль исключительно плавный. Он прыгает с ноты на ноту с большой легкостью. Он может петь прекрасные арпеджио, как будто его голос — флейта. В этом знаменитом исполнении «На бис из Токио» голос Макферрина обрабатывается с помощью очень влажной реверберации и делэя. Это создает невероятный эффект эха, подчеркивая проворные вокальные арпеджио Макферрина.

Макферрин также использует свой вокал и тело в качестве ударных, разбивая впечатляющие полиритмы и импровизированные скаты. Посмотрите, как он поет с полной ареной:

Неудивительно, что у него десять премий Грэмми за плечами!

Пол Ланский – More Than Idle Chatter (1994)

-4

Пол Лански — американский композитор электроакустической музыки. Он использовал линейное прогнозирующее кодирование, гранулярный синтез и другие методы стохастической музыки, чтобы сделать альбом «More Than Idle Chatter».

Ни один из этих методов не является вокальными эффектами как таковыми, но, поскольку мы обсуждаем тему ошеломляющего использования вокала, я просто должен был включить «More Than Idle Chatter».

Линейное прогнозирующее кодирование (LPC) - это метод обработки речевого сигнала, используемый для моделирования речи, часто используемый в лингвистике.

Cher – Believe (1998)

-5

Самым известным преднамеренным использованием Auto-Tune, без сомнения, является техно-поп-бейджер Cher’s — «Believe» 1998 года производства Марка Тейлора и Брайана Роулинг.

Эффект, слышимый здесь, достигается установкой автонастройки на «настройку нуля». Как объясняет Энди Хильдебранд (изобретатель программного обеспечения Auto-Tune): «Установка «ноль» вызывает мгновенные изменения высоты звука». Это экстремальная установка. […] Мы и не думали, что кто-то так сделает, но, по-видимому, сейчас это популярно».

Когда трек «Believe» вышел, люди были сбиты с толку. Это желаемый эффект? Или ошибка? Автонастройка с тех пор стала основным элементом любой записи вокала.

Автонастройка также изменила экономику студий звукозаписи, как отмечает Хильдебранд: «До Auto-Tune студии звукозаписи проводили много времени с певцами, «выводили» их на нужные ноты и получали хорошее, эмоциональное выступление. Теперь певцы просто готовят красивое шоу — их не волнует подача и точность, певец идет домой, и звукоинженеры исправляют проблемы в миксе». Не говоря уже о том, что это умышленный стилистический эффект, который перенял современный хип-хоп: T-Pain, Kanye West и Lil Wayne.

Quasimoto – Low Class Conspiracy (2000)

-6

Квазимото — псевдоним продюсера хип-хопа West Coast Madlib из списка Stones Throw Records. Quas известен своим мультяшным высоким вокальным стилем.

История гласит, что Мэдлибу не нравился звук его собственного голоса — он думал, что это слишком низко. Таким образом, у него была идея записать свой вокал в замедленном темпе, а затем ускорить запись.

Burial – Archangel (2007)

-7

Прошло почти 13 лет с тех пор, как вышел второй альбом Burial «Untrue», так что это прекрасное время, чтобы вернуться к нему.
В 2007 году личность Уильяма Бевана еще не была раскрыта, и слухи летели влево и вправо. Burial было одним из самых загадочных событий вокруг.
Помимо глубоких басовых тонов, большая часть темной атмосферы эмоционально заряженного дабстепа Burials обусловлена использованием вокальных эффектов.

Комбинация смещения высоты тона, растяжения времени и реверберации в вокальных сэмплах, а также настроенное чувство времени, ритма и мелодии, делают его треки восхитительными.

Holly Herndon – Movement (2012)

-8

Холли Херндон может многое сказать об обработке вокала в электронной музыке — как через музыку, так и через текст.

На эту же тему она написала магистерскую диссертацию в Миллс-колледже. В ней Херндон утверждает, что «голос с электронной обработкой в исполнении живой музыки может проиллюстрировать понимание исполнения компьютерной музыки как воплощенного опыта».

Отношения между человеческими телами и технологиями являются центральной темой ее дебютного альбома «Движение».

Используя сильную обработку своего голоса, она размышляет о том, что наше взаимодействие с технологиями не так просто, как мы думаем, - иногда они блаженны, а иногда тревожат.

Для достижения вокальных эффектов в «Movement» Херндон использовал Max/MSP — язык визуального программирования — для создания пользовательских инструментов и вокальных процессоров.

Laurel Halo & Hatsune Miku (2017)

-9

Чтобы увенчать эту (очень неполную) хронологию вокальной обработки, имеет смысл рассказать о Хацунэ Мику, что по-японски означает «звук из будущего».

Мику Хацунэ — виртуальная поп-звезда, сделанная с помощью вокалоид-синтеза от Yamaha. «Просто введите мелодию и текст песни, и ваш виртуальный певец будет петь для вас», — говорит сайт Vocaloid.

На фестивале «CTM» в Берлине на следующий год после дебюта продюсер электронной музыки Лорел Хало объявила, что будет сотрудничать с Хацунэ Мику.

-10

Вам может быть интересно:

Пение
3339 интересуются