Найти тему
андрей красилов

«Титаник»: самые интересные секреты съемок

Легендарный фильм «Титаник» часто ошибочно именуют фильмом-катастрофой. Но эта лента — нечто большее, чем просто очередной голливудский блокбастер. И история его создания — тому отличный пример.

До съемок

Очевидно, что Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационный фильм «Бездна», в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (Джим стал там первым гостем аж с 1960-го!), а действие сиквела «Аватар» решил переместить в пучины морей Пандоры.

Одной из граней этой его водной страсти — жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Но самым известным объектом интереса Кэмерона стала, конечно же, катастрофа пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него «Эверестом среди кораблекрушений». Кэмерон грезил экспедицией, и ему явилась шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру.

Написав сценарий, Джим заявился к боссам «ХХ век Фокс», где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». Студия дала Джиму зелёный свет (хоть и не с первого раза), т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество. Итак, нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи рыщут среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза.

Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время «Атлантической» командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений к обломкам Титаника, испытывая давление в 400 килограммов на квадратный сантиметр и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки.

-2

Работа на глубине велась тщательная, и киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь всё это произошло с реальными людьми, которые погибли. Джим это прокомментировал так:

«Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать».

По завершении натурных съёмок, Кэмерон сосредоточился на сценарии, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере. В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.

-3

Закончив сценарий, Кэмерон выдал такой комментарий:

«Все мои фильмы — истории любви. Титаник — не фильм-катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена — зритель будет оплакивать её как реальную трагедию».

Но от слов — к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harland and Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины! А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн на 17 млн. галлонов.

-4

Внутри было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн — всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что снабжала всем этим добром настоящий «Титаник».

Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак. Камера. Мотор!

Съёмки

В роли Джека Доусона режиссёр видел только ДиКаприо.

-5

В претендентах ходили Кристиан Бэйл, Том Круз, Мэттью МакКонахи (которого пропихивала студия) и даже… Маколей Калкин!

-6

Список желающих вжиться в образ Роуз был куда внушительней. За роль бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер, и, прости Господи, Шэрон Стоун!

-7

Зловредного жениха Роуз должен был изобразить Майкл Бьен — завсегдатай фильмов Кэмерона: они работали в обоих «Терминаторах», «Бездне» и «Чужих». Другими кандидатами были Пирс Броснан, Эдриан Пол и Руфус Сьюэлл.

-8

В итоге роль отошла Билли Зейну: уж очень он понравился Джиму в фильме «Фантом».

Первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с ню-портретом. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы, и Кэмерон чуть ли не из пальца высосал этот момент, лишь бы занять главных героев. Между прочим, рисующие руки ДиКаприо принадлежат самому Кэмерону.

-9

Занятно ещё вот что. Джим — левша, а Лео — правша. Поэтому на стадии постпродакшена делали инверсию кадра, чтобы всё было чин чинарём. Также инверсию делали самому Титанику, отчаливающему от британского порта: Джим снимал один борт, а настоящий Титаник в 1912 прислонялся к пирсу другим. Как видите, Кэмерон точен до последней мелочи.

-10

Кстати, о Джимовых закидонах. Его маниакальный и бескомпромиссный идеализм стал настоящей страшилкой для всей команды. «God damn it! Тhat’s exactly what I didn’t want!» — именно эту фразу было слышно на площадке чаще всего. Молодцом держался только Билл Пэкстон (исполнивший роль исследователя обломков): у Кэмерона он снимался в «Терминаторе», «Чужих», «Правдивая ложь» и знал, чего ожидать.

-11

Другим актёрам приходилось несладко. Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы — со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Иногда напряжение зашкаливало: команда даже предполагала, что у Кэмерона — раздвоение личности, и порой его мрачное альтер-эго начинает доминировать. Его тёмную сторону даже нарекли «Mij» — что есть палиндром от «Jim». Сам же он на все нападки отвечал так: «съёмки фильма — война. Война между бизнесом и эстетикой».

-12

Эти и иные оказии увеличили как съёмочный период, так и расходы — «Титаник» стал первым фильмом с официально подтверждённым бюджетом в $ 200.000.000! Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и рестарт всего проекта, но с такими затратами пути назад не было. В качестве утешения Джим предложил студии отказаться от своего процента от сборов. Боссы восприняли это как насмешку — в кассовый успех ленты почти не верили.

После съёмок

Отснятый материал Кэмерон хотел снабдить прорывными визуальными эффектами, к созданию которых привлёк компанию «Диджитал Домейн». Именно этой конторе мы обязаны красотам лент «Правдивая ложь», «Аполлон 13», «Куда приводят мечты», «Пятый элемент», «Армагеддон» и многие другие. Всего в копилке фирмы более 90 фильмов и 7 премий Оскар.

-13

Панорамные виды корабля стали делать на фоне хромакея с использованием моделей-копий: одна — 14-метровая, вторая — 20-метровая. Собранные модели искусственно «заселили» цифровыми человечками; над процессом работал Боб Легато, который отсканировал лица актёров, каскадёров и даже мордахи своих детей. Но на стадии постпродакшена стояла задача не только изобразить потопление корабля, но и врывание водных масс в каюты и трюмы. Так, на Парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 млн литров.

-14

Отдельные требования были у Кэмерона к кульминационной сцене с креном и переломом лайнера: поначалу он собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего было привлечено около 250 человек. Но угроза здоровью показалась слишком явной и в итоге смертельные падения создавали с помощью цифровых технологий.

-15

По завершении работы над визуалом необходимо было позаботиться о мощном саундтреке. Когда же режиссёр услыхал мелодии Джеймса Хорнера к ленте «Храброе сердце» — сомнения отпали сами собой. Парни уже работали вместе над фильмом «Чужие» — и это плохая новость. Почему? Памятуя давление со стороны Кэмерона, композитор зарёкся и уже 10 лет как держался стороной.

Кэмерон божился дать ему полную свободу в творчестве и сроках. Не желая испытывать судьбу и зная о любви Кэмерона к Энье, Хорнер писал музыку, вдохновляясь её работами. Песня «My Heart Will Go On» — тоже его рук дело. Её он написал тайком от Джима: ведь последний был противником теории «заглавной песни» и не желал её вставлять даже в финальные титры. Но после прослушивания демо с вокалом Селин Дион крепость пала.

-16

Сложные спецэффекты и музыкальная часть (Селин Дион тоже согласилась не сразу — её уговорил муж) значительно отодвинули премьерную дату: вместо лета (идеального времени для блокбастеров) фильм увидел свет зимой. Кстати, впервые его показали в ноябре на Кинофестивале в Токио: пресса тогда описывала реакцию как «прохладную». Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.

Кстати, о местах.

— «Титаник» стал самым дорогим фильмом своего времени.

— «Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в $ 1.000.000.000. Этот рекорд фильм удерживал более 10 лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».

— «Титаник» — единственный фильм, возглавлявший североамериканский прокат в течение 15 недель подряд. В течение 16 недель прокат возглавлял «Инопланетянин», но не подряд, а суммарно с ререлизом.

— Первый фильм с 1950-го, получивший 14 номинаций на «Оскар». — Один из трёх фильмов в истории кино, удостоившийся 11 премий «Оскар». — Рекордсмен продолжительности проката: он составляет 287 дней.
— Первый фильм в истории, удостоившийся «Оскара» как лучший фильм, где продюсер, сценарист, редактор и режиссёр — один человек. — Первый фильм Кэмерона, где не присутствует/упоминается ядерный взрыв.

P. S. К настоящему времени лента «Титаник» имеет в копилке около 150 (!) наград и номинаций, более $ 2.000.000.000 прокатных сборов и международную армию преданных поклонников, которая продолжает расти. Согласитесь, неплохо для фильма, который планировался как прикрытие для исследовательских планов этого одержимого бородача… Спасибо тебе, Джеймс!