Найти тему
Энергия из отходов

Маркировка «от лукавого»

Международное исследование маркировки пластиковой упаковки показало, что большинство этикеток вводят покупателя в заблуждение. Знакомые всем экозначки, которые должны информировать о возможности рециклинга материала, оказались корректны лишь в 17% случаев. Почему так происходит? И какой выход видят авторы исследования?

Это было совместное исследование Программы ООН по окружающей среде, Международной организации потребителей и сети «Одна планета». Эксперты решили выяснить, насколько точно та или иная маркировка передает информацию о качестве материала и возможности его переработки. Было выбрано 30 известных экознаков, которые используются в разных странах. Их оценивали по пяти признакам: достоверность, актуальность, ясность, прозрачность и наглядность.

В итоге лишь 17% символов получили положительную оценку специалистов, еще 63% заслужили смешанные или нейтральные оценки, а 20% маркировок оказались абсолютно некорректны. Эксперты пришли к выводу, что большинство значков искажают информацию о продукте и приводят потребителя в замешательство.

Яркий пример — символ известной компании TÜV Austria, которая занимается тестированием и сертификацией продукции. Одно из ее подразделений — OK Biodegradable (Soil, Water & Marine) label by TÜV AUSTRIA — проверяет способность материалов к биоразложению. По мнению авторов исследования, значок вводит в заблуждение, поскольку фактически дает право выбрасывать отходы, требующие переработки, в окружающую среду.


Фрагмент отчета исследовательской группы: оценка маркировки материалов, подлежащих биоразложению и компостированию
Фрагмент отчета исследовательской группы: оценка маркировки материалов, подлежащих биоразложению и компостированию

По мнению экспертов, одна из главных причин неразберихи — отсутствие единых стандартов маркировки, а также ответственности производителей за использование той или иной символики. Зачастую компании сами изобретают значки, которые создают у покупателей иллюзию экологичности упаковки. Бывает, что маркировка вообще не понятна потребителю, и при раздельном сборе упаковка оказывается не в своем контейнере.

Исследование также выявило большую путаницу с известным символом «бегущие стрелки», который у всех ассоциируется с рециклингом. Единого стандарта для него не существует, и бренды часто используют значок просто так, для улучшения имиджа.

В качестве примера авторы приводят логопит «Зеленая точка» (Green Dot™), который напоминает универсальный символ переработки. Однако он означает лишь то, что компания заплатила взнос в Национальную организацию по переработке упаковки ЕС. Вложение, безусловно, полезное. Но сам символ вводит потребителя в заблуждение.

Но, пожалуй, наибольшее непонимание возникает вокруг биоупаковки. Исследование показало, что потребители предпочитают упаковку, которая является компостируемой или биоразлагаемой. Однако многие не знают, как ее правильно утилизировать. Зачастую люди приравнивают биоупаковку к пищевым отходам и выбрасывают в соответствующий контейнер. Все это затрудняет процесс переработки, и пластик оказывается в окружающей среде.

-4

Авторы исследования разработали пять глобальных рекомендаций, которые помогут сделать маркировку пластика более совершенной, а всем нам — выбирать продукты, следуя принципам устойчивого развития.

  • Все предприятия, производящие упаковку, должны соблюдать «Руководство по предоставлению информации об устойчивости продукции»*. 
  • Необходимо выработать единый стандарт маркировки для отражения состава упаковки и возможности ее повторного использования.
  • Технические требования и определения, отраженные в маркировке, должны быть правдивы и наглядны.
  • Символ «бегущие стрелки» может применяться только на упаковках, подлежащих рециклингу.
«Разрешить к использованию только информативные и проверенные этикетки.Потребители все больше осознают влияние пластика на окружающую среду, однако информация о нем не всегда ясна и эффективна. Пять глобальных рекомендаций по действиям помогут предприятиям, политикам и разработчикам стандартов дать потребителям возможность сделать устойчивый выбор», — уверена Хелена Лоран, генеральный директор Consumers International.

Мировой экономике предстоит восстанавливаться после COVID-19, и, по мнению госпожи Лоран, появилась уникальная возможность изменить и перестроить системы так, чтобы они соответствовали принципам устойчивого развития. Но это возможно только при активной поддержке всех участников процесса: бизнеса, правительств, специалистов по сертификации и потребителей.

В России также сделана ставка на устойчивое развитие, при котором во вторичный оборот вовлекается максимальное количество ресурсов. В стране создается новая система обращения с отходами, ключевым звеном которой является участие в процессе раздельного сбора самих жителей. А чтобы не перепутать, что куда выбрасывать, мы подготовили для вас полезные плакаты.

-5

*«Руководство по предоставлению информации об устойчивости продукции» — это глобальное руководство по обеспечению эффективной охраны окружающей среды, социальных и экономических требований, расширению прав и возможностей потребителя. Документ содержит фундаментальные критерии, на которых должны основываться принципы устойчивого развития.