- Был город и ушел под воду. А потом, кто мимо шел, слышали звон из того озера, - такую легенду я помню с детства.
- А где, где, то озеро, давай туда поедем и найдем город! – говорила я папе. Но он в ответ только отмалчивался.
Потом вышел фильм по Стругацким «Чародеи», где институт волшебства НУИНУ находится как раз в городе с таким названием.
Потом я пошла на филфак и стала «проходить» предания о Китеж-граде на семинарах.
А потом я узнала, что в современной России во Владимирской области есть музей «Китеж», а некоторые люди думают, что такой город на самом деле был или даже существует на дне озера.
А тут один уважаемый человек, непрофессиональный, но очень хороший фотограф поделился снимками из тех мест, и мне захотелось реанимировать свой очерк о китежской легенде.
XIX век: пик интереса к легенде о граде Китеже
Большинство людей так или иначе слышали о граде Китеже – легендарном городе, который то ли скрылся на дне озера, то ли просто растворился в воздухе - по мановению Божьей длани ушел от неправедных глаз.
По версии многих легенд Китеж-град существует и сейчас, но только не на нашей грешной земле, а где-то в ином мире, некоем параллельном измерении, и открывается только избранным – малым детям, старым старикам и зрелым людям с открытой душой и чистым сердцем.
Пик интереса к китежской теме в образованных кругах приходится на конец XIX – начало ХХ века. В это время о Китеже пишут
- П.И. Мельников-Печерский ("В лесах", 1875),
- В.Г. Короленко ("На Светлояре", 1890),
- М.М. Пришвин ("У стен града Невидимого", 1908).
Размышления на китежскую тему стали особенно популярными после оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", После появления оперы (создана в 1904 году, поставлена в 1907 году, либретто написано в соавторстве с Бельским) образ города обетованного, города праведных связывается с чистой девой-невестой Февронией.
Вместе с жителями города и своим женихом князем Юрием, Феврония спасается от врагов в Китеже, сокрытом по ее молитве: "Боже, сотвори невидим Китеж град, а и праведных, живущих в граде сем…".
Опера Римского-Корсакова поддерживает миф о том, что город Китеж и его жители здравствуют и поныне, открываясь лишь тем, "кто ум не раздвоен имея, паче жизни в граде быть восхощет".
Китежская легенда была напечатана в XVII веке в старообрядческом сборнике
Историки литературы и исследователи фольклора полагают, что китежская легенда, как цельное повествование, появилась в конце XVII века, после выхода в свет "Китежского летописца" – авторитетного старообрядческого сочинения.
После него и начался период письменного и устного (нередко со ссылкой на Летописец) бытования легенды о невидимом граде.
В Летописце говорилось о том, что в XIII веке князь Юрий Всеволодович основал на Волге Малый Китеж (современный Городец), а потом еще в более красивом месте, на реке Люнде, построил Большой Китеж.
Вскоре, в 1238 году монголо-татарские полчища захватили Владимир и начали продвигаться дальше на Волгу. Захватили они Малый Китеж и быстро двигались вглубь, в леса, к Большому Китежу.
И вот уже войско у стен города. Сражаются китежане, но силы не равны. И тогда взмолились жители, чтобы не дал Господь сдаться врагу. И услышал Бог молитвы китежан. Под колокольный звон медленно стал опускаться город под землю.
Над церквями холмы встали, а над городом озеро образовалось.
Монголо-татарские отряды стояли как громом пораженные, а потом разбежались в ужасе и страхе.
А Китеж-град и поныне существует, так же бьют колокола его церквей и молятся Богу его жители. Только видеть это дано не каждому, но только человеку душой чистому, живущему жизнью праведной.
Если же обратиться к ныне существующим преданиям и археологическим загадкам, то окажется, что легенда о граде Китеже жива и по сей день. И все чаще таинственный город связывают с загадочным по своим природным свойствам озером Светлояр, полагая что именно под его воду ушел праведный город.
Связь озера Светлояр и града Китежа
Находится это место недалеко от села Владимирского, что в Воскресенском районе Нижегородской области.
И сейчас туда едут на поклон люди, и в наши дни на коленях оползают озеро, приговаривая "Китежские жители, земные сокрытели, молите Бога о нас".
Современные паломники, как и сто лет назад рассказывают о том, как слышали звон на дне озера или видели мерцающие огоньки свечек внутри его…
В то же время, в ХХ веке люди уже почти не рассказывают о том, как исчез Китеж, но делятся друг с другом преданиями о том, что подтверждает существование невидимого града.
То в воде отразятся кресты церквей, по легенде сокрытых высокими холмами, то замерцают в озере огоньки свечей, то услышит кто-то звуки церковной службы.
Это при том, что непосредственно у озера церквей нет, хотя и служат на берегу его молебны иные богомольцы, пришедшие со священником. Впрочем, бывает такое звучное молебствование не часто, но раз в год обязательно – 6 июля, на день Владимирской иконы Божией Матери - в престольный праздник ближайшего села, Владимирского.
В тот же день вечером с пением и свечами озеро обходят крестным ходом. Но "увидится" крестный ход может и в другие дни, но опять же не всем.
Много рассказов о том, что "увиделось" подобное маленьким детям, души которых еще не затуманены суетой мира. Дети видят дорогу в глубь озеро, молящихся людей, монахов в клобуках на голове и черном одеянии.
Легенды о китежанах и о том, как попасть в праведный город
Особенно интересны рассказы об общении с китежанами. Так, довольно популярным был сюжет о продаже хлеба старичкам или монахам из Китежа.
Суть его в том, что люди эти появлялись ниоткуда, на безлюдной дороге, и непонятно куда исчезали, за хлеб же платили очень хорошо.
Они не называли себя жителями Китежа, но рассказывающим легенду откуда-то ясно, что это были именно они.
А еще, бытовали и бытуют рассказы о том, как людям открывались ворота в невидимый Китеж.
Но открытые ворота – это еще не непременное условие, чтобы попасть в Китеж. Войти в обетованный город может только тот праведный человек, которого на обычной земле ничто не задерживает.
Так, одна старушка была очень близка к этому, но ворота исчезли, как только она вспомнила о внучке.
А другой старец не вошел в город, потому что сам захотел вернуться домой за Крестом, которому привык молится.
Но, говорят, что бывало и иначе: "Одна девушка согрешила и забеременела. Уж как она молилась, день и ночь молилась – все грехи замаливала. И домой не ходила, все на коленях на горе стояла. Так гора открылась, и люди видели, как девушка та в гору ушла, больше ее никто не видел".
Правда на небо ушла, а кривда по земле ходит.
Легенда о граде Китеже – яркая иллюстрация этой пословицы: все устройство земное несправедливо, но есть сокровенный град Божий, царство добра и правды, которого взыскует праведник. И, по Китежской легенде, обрести может…
Необыкновенные свойства озера Светлояр
Лет пятьдесят назад наряду с преданиями о Китеже стали бытовать рассказы и о необыкновенных свойствах озера Светлояр.
Будто там живут огромные рыбы и на дне его бьют ключи, будто озеро это сообщается своими подземными каналами с Волгой или даже Байкалом, а самое главное – будто вода его целебна.
В то же время, озеро Светлояр признано уникальным и учеными. Несколько лет назад озеру присвоен статус первого в Нижегородской области памятника природы федерального значения.
Глубина Светлояра – 28 метров, вода исключительно чиста, а берега озера сохранили растительность ледникового периода. Хотя комплексные исследования дна озера еще не завершились, полагают, что Светлояр – озеро вулканического происхождения.
А вот как описал озеро очарованный им В.Г. Короленко:
"От Светлояра повеяло на меня своеобразным обаянием. В нем была какая-то странно-манящая, почти загадочная простота. Я вспоминал, где я мог видеть нечто подобное раньше. И вспомнил. Такие светленькие озерка, и такие круглые холмики, и такие березки попадаются на старинных иконках нехитрого письма".
Рассказывают, что обход Светлояра исцеляет о физических и душевных недугов. И если раньше, еще в начале ХХ века, почитался город, то теперь почитается само озеро.
А вы, уважаемые читатели, что думаете о тех местах?
Александра Кудрявцева/ ДОРОГАМИ РАДОСТИ