Найти в Дзене
Сестра Феодора

Глава 2. Учитель. Новая правда. (5)

Глава 2. Учитель.

Новая правда. (Агитатор)

Возле школы собралась толпа. Уставшие, в грязной, пропахшей потом одежде мужики переминались с ноги на ногу, но не расходились. Бабы послушно сопровождали своих мужей, у некоторых на руках были маленькие дети. Слышались отдельные возгласы, гул голосов нарастал. Проходившие мимо люди останавливались и с любопытством прислушивались к разговору, а наиболее бойкие протискивались к центру. Иные отходили в сторону и обсуждали новости между собой.

- Ишь, что говорит! - шептала в недоумении полная розовощёкая крестьянка своей подруге. - Царь ему помешал! В царской власти, говорит, всё зло!

- Да как же так? Коли не царь-батюшка, как бы мы жили? Отец он наш, мы без него осиротеем! - вторила ей худощавая односельчанка, сокрушённо раскачивая головой и подкатывая глаза к небу.

- Бабы, цыц! - вмешался в разговор маленький сгорбленный мужичонка. - Вот он и против попов попёр!

- Чем же тебе, ироду, церковь-матушка не угодила? - прокричала в сердцах всё та же баба и, прокладывая себе дорогу локтями, пролезла в самый центр толпы. Здесь, на небольшом возвышении из сваленных в кучу досок, стоял учитель. В руках он держал ту самую брошюрку, в которую посматривал, когда сбивался с мысли.

- А тем не угодила, что веками учит нас рабству и холуйству! - бойко отвечал учитель. - Говорят попы, что вся власть от Бога. А народ слушается, да не замечает, как сами попы власть к рукам и прибирают, жируют да оболванивают таких как вы легковеров!

- Не какие мы не легковеры! Так и отцы наши веровали, и деды! А церковь наша - святая! - баба с гордостью выпятила грудь вперёд и упёрлась руками в свои крутые бёдра.

- Подожди горланить! Пусть договорит, - перебил её мужской голос из толпы. - И как же без царя-то жить? Кто править будет?

- Сам народ! - гордо провозгласил оратор. - Сам народ должен осознать своё горестное положение и выйти на борьбу с угнетателями. На беспощадную и бескомпромиссную борьбу за независимость, за свои права!

Повисла небольшая пауза, на протяжении которой угнетённый народ осмыслял не совсем понятные ему слова, и вновь толпа зашумела.

- Ишь, нехристь! - бурчали мужики.

- Кто землю-то пахать будет? - охали бабы.

- Земля должна принадлежать народу, то есть — вам! И бесплатно, без выкупа! – всё громче выкрикивал оратор, чувствуя, что его слова не находят поддержки.

- Вот, ты! - обратился к бабе учитель. - Ты говоришь, что вера у вас - святая. А кто землю создал?

- Ясно кто, Господь Бог! - недоверчиво отвечала баба.

- А раз Бог её создал, значит, вся она - Божья. И преступно это, что одним много земли досталось, а другие - ничего не имеют. Нужно всю землю захватить и поделить поровну между крестьянами. Так говорю!? - учитель вытер пот со лба. Он был удивлён и раздосадован непониманием и недоверием толпы.

- Э, нет… - вступил в разговор крестьянин, чей надел был втрое, а то и вчетверо больше чем у остальных. - Это она та земля Божья, которая ничья. А если я на земле тружусь, на ней мой дом, моё хозяйство, то она - моя! И документ на то имеется.

- Документ! - с досадой воскликнул учитель. - Да я и не про твою-то землю говорю…

Но тут в центр площади вышел местный староста. Это был мужик лет сорока – статный и крепкий. Жители Покровки его уважали. Его слово имело вес, а порой было решающим на сходах всей общины. Народ затих в ожидании.

- Я вот что скажу, - после небольшой паузы начал он. - Бабы - марш по домам! Нечего праздно шататься да дурных мыслей набираться. А вы, мужики, каждый сам за себя отвечаете. Не бабы, чай, и не малые дети. Кто хочет покумекать о царской власти - милости прошу в полицейский участок. Там вам всё и объяснят. А кто станет гнилые разговоры в деревне вести, так я к нему лично полицейского пристава приправлю. И жалеть не стану. Смуты нам только не хватало! Работать надо, тогда и жить будете лучше, а не языком трепать! А с тобой, - он слегка подтолкнул учителя и тот мигом слетел на землю со своей трибуны, - с тобой другой разговор будет!

Толпа потихоньку стала расходиться. Остался только учитель, староста да несколько любопытных деревенских пьяниц, которым, как говорится, и указ был не указ.

- Намять бы тебе бока да выгнать взашей из деревни! Жаль наши добра много в школу вложили, - процедил сквозь зубы староста, даже не глядя на учителя.

- Не правы Вы, уважаемый! Ради народа я стараюсь, ради общей пользы учу.

- Учишь? - насмешливо переспросил мужик. - Ну, ну! Видать тебя самого поучить придётся! Свидимся ещё!

И он с презрением сплюнул на землю возле самой ноги учителя и быстро зашагал прочь.

Если вам интересен роман, подписывайтесь на канал, ставьте

-2

и читайте продолжение !

С благодарностью, автор.