Выпрямители истории
На краткий миг вернёмся ещё раз к вопросу о синусоиде. Эта аналогия нужна была мне для того, чтобы на простом примере проиллюстрировать, как работают технологии в современных информационных войнах. Да простят мне этот пример те, кто играет на скрипочках или крутятся в фуэтэ. Многие из них давно и прочно забыли азы школьной тригонометрии, но это упоминание не в укор им, потому что они радуют наши уши дивными звуками и глаза прелестью движений. Но и они встречаются с синусоидами в бытовой обстановке.
Все знают, что персональные компьютеры и множество другой бытовой техники могут питаться от батарей (батареек) и от сети. Но батарейки подают напряжение постоянного тока, а в розетке – ток переменный. Он то и меняется во времени по синусоидальному закону. Превращение переменного тока в постоянный осуществляет универсальный прибор, называемый диодом. Диод может проводить ток только в одном направлении, поэтому при подаче на этот прибор переменного тока он пропускает положительную волну синусоиды и отсекает отрицательную. Специалисты говорят: происходит выпрямление переменного тока. Но диод сделал только полдела – на выходе у него не постоянный, а пульсирующий ток. Чтобы получить постоянный, нужно после диода поставить сглаживающий пульсации фильтр из комбинации индуктивной катушки и конденсатора.
Выпрямлением тока мы достигли своей узкой, частной цели, но нарушили великую гармонию природы, в которой есть все части в диалектическом равновесии – как положительные, так и отрицательные, добро и зло, свет и тьма, инь и ян. Разве не то же самое имеет место в политике, экономике, во всех других проявлениях общественной жизни и человеческой цивилизации. Описанные ранее похоронщики России и другие политически ангажированные люди прямо и недвусмысленно выступают, как «выпрямители истории», показывая на одну сторону этой истории и выдавая эту сторону за всю историю. Вот почему боьшинство нормальных людей называют всякую политику грязным делом, а политиканов – людьми, для которых понятия совести, чести и добродетели заменены совсем другими понятиями – эффективности, выгоды, целесообразности и пр. Вот почему самоназвание жуликов и махинаторов ( чубайсы, ходорковские, березовские – имя им легион) «эффективные менеджеры» вызывает у большинства тружеников, руками которых создаются все ценности на земле, законное отвращение.
Конкретные имена выпрямителей истории – Валерия Лебедева, Владимира Батшева и других – мы уже назвали, но к ним можно отнести и трагически погибшую от рук чеченцев Анну Политковскую (урождённую Мазепу). Согласитесь, что у неё обе фамилии – говорящие, что она и подтвердила всей своей журналистской, правозащитной и общественной деятельностью. Родилась в Нью-Йорке, окончила факультет журналистики в МГУ, авшла замуж за Александра политковского, который обучался на том же факультете. У супругов были полярно противоположные взгляды на профессию. Политковский, будучи репортёром, говорил о деятельности Анны: «Это не журналистика… Это то ли писательство, то ли что-то ещё… Она была сложным человеком. И эта сложность локализована в её статьях». В начале 1990-х Политковская получила гражданство США, оставшись при этом и гражданкой России. Видимо, эта раздвоенность и предопределяла сложность её статей. В 1982—1993 годах работала в газетах «Известия» и «Воздушный транспорт», в творческом объединении «ЭСКАРТ», издательстве «Паритет».
Особое внимание она уделяла конфликту в Чечне. За серию репортажей о военных действиях в Чечне в январе 2000 года Анне Политковской присуждена премия «Золотое перо России»[8]. Ей присуждались: премия Союза журналистов РФ «Добрый поступок — доброе сердце», премия Союза журналистов за материалы по борьбе с коррупцией, диплом «Золотой гонг-2000» за серию материалов о Чечне. Политковская — автор документальных книг о ситуации в Чечне в 1999 году «Путешествие в ад. Чеченский дневник» (2000), «Вторая чеченская» (2002), «Чечня: позор России», а также статей «Карательный сговор», «Люди исчезающие». Автор книг «Putin’s Russia» («Путинская Россия»), «Россия без Путина», опубликованных в Великобритании.
Дадим же ей слово:
За что я невзлюбила Путина? Вот за это и невзлюбила. За простоту, которая хуже воровства. За цинизм. За расизм. За бесконечную войну. За ложь. За газ в «Норд-Осте». За трупы невинно убиенных, сопровождающие весь его первый срок. Трупы, которых могло и не быть. – «Путинская Россия»
27 ноября 2000 года Анна Политковская на вопрос читателя «Новой газеты» о том, почему она ни в одной статье не упомянула о геноциде русских в Чечне, ответила следующее:
«Уважаемый Кирилл! В 1991–1994 годах я не имела физической возможности исследовать проблему геноцида русского народа в Чечне. Однако геноцид чеченцев нынешнего периода очевиден. И проводится он силами части военных и самих чеченцев».
Уже в этих словах характер работы Политковской в качестве выпрямителя истории выступает в своей очевидности. Читатель, не знающий истории конфликта в Чечне, из статьи «Путинская Россия» сделает однозначный вывод, что Путин расист, он затеял войну в Чечне, он пустил газ в «Норд Ост» убивал лично или отдавал приказы убивать невинных. Тот же, который историю знает хотя бы на уровне простого обывателя, сделает вывод, что обвинения Путина в расизме никакими конкретными фактами в статье не подкреплены. Он знает хорошо, что не Путин войну эту начал, но именно он её закончил – быстро и решительно.
Анна Политковская «забыла» написать, что группа их сорока чеченских террористов под руководством Абубакара захватила концертный зал «Норд-Ост», заминировала его и взяла в заложники 916 человек. По мнению российских властей, целью террористической акции было нарушение общественной безопасности, устрашение населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чечни. Террористы убивают явившихся на переговоры подполковника К.И. Васильева, Ольгу Романову и Геннадия Влаха, смертельно ранят заложника Павла Захарова. Чуть позже выдвигаются дополнительные требования об обязательном участии в переговорах журналистки Анны Политковской, политиков Бориса Немцова, Ирины Хакамады и Григория Явлинского. Политковская входит в зал театра дважды, приносит воду и пищу заложникам, но переговоры её с террористами успеха не имели. Руководство МВД готовит штурм для освобождения заложников. Перед штурмом в зал пускают усыпляющий газ. В результате штурма все террористы убиты, освобождены более 750 заложников. От последствий воздействия газа по официальным данным погибли 130 заложников, из них десять детей. Вся эта фактическая информация отсутствует в статьях Политковской.
20 декабря 2011 года Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу «Финогенов и другие против России», единогласно усмотрев в неадекватном планировании спасательной операции и в отсутствии действенного расследования российскими властями спасательной операции и присудив 64 потерпевшим компенсацию общей суммой 1,3 млн евро; в решении же российских властей применить газ суд, также единогласно, нарушений не усмотрел. Обвинения Политковской в адрес Путина применения газа с очевидностью выдают в ней характер выпрямителя истории.
Заявление Анны Политковской, что она не имели физической возможности писать о событиях в Чечне, она никак не пояснила, почему именно. Информация о том, что в 1990 году она приняла гражданство США, оставаясь гражданкой РФ, и до 1993 года работала в газетах «Известия» и «Воздушный транспорт», в творческом объединении «ЭСКАРТ» и издательстве «Паритет», проливают некоторый свет на эту сторону работы «выпрямительного элемента» Позиция США относительно событий в Чечне всем хорошо известно. Надо полагать, что весомость гражданства США в данном случае оказалось определяющим моментом такой позиции журналиста Политковской. Как журналистка целого ряда ведущих газет, она, несомненно, имела физические возможности посещать конфликтный регион. Наверное, ей это было просто неинтересно. Также неинтересно ей было писать о чеченских террористах и многочисленных жертвах их «освободительной» войны. О них, захвативших госпиталь с беременными женщинами в Буйнакске и детей-школьников в Беслане.
Термин «этнические чистки» и «геноцид» использовались руководством самопровозглашённой Ичкерии по отношению к российской стороне, ряд политиков использовал термин «геноцид» для описания действий как одной, так и другой стороны, например, Юрий Иванов, адвокат, бывший депутат Госдумы говорил следующее: «Второй момент – это деятельность правозащитных организаций. Знаете, я к ним очень сложно относился, вот в 1993 г. я ездил в Чечню, и я видел, как оттуда 350 тысяч русских, евреев, греков, всех славян выносили – я был в этих лагерях, где люди лежали на мешках — шёл геноцид русских. И правозащитники – они кричали о том, как избивали чеченский народ». Среди этих «правозащитников» была и Анна Политковская.
По сообщению Станислава Говорухина, озвученного на заседании Государственной Думы, ситуация в Чечне была следующей: «В августе и сентябре 1991 года убивали человек по 10 в день, потом по одному, по два, но зато ежедневно на протяжении всех трёх с половиной лет. Грабили, отнимали квартиры, тогда было распространено объявление: не торопитесь покупать квартиры у Вани и Маши, все равно они будут ваши. Почти у всего русскоязычного населения были отняты автомобили. А уж как издевались и унижали – и говорить не приходится. Одно слово применимо к этому – геноцид. И ни один правозащитник не встрепенулся! Не хотелось бы опять говорить здесь об этом, уже много мы говорили. Но вот если бы тогда лидер провозащитников Сергей Адамович Ковалёв закричал во весь голос, на весь мир о том, что в Чечне грубо попираются права человека, может быть, опомнились бы мы раньше и предотвратили трагедию. Мы с Сергеем Адамовичем встречались дважды на комиссии. Последний раз я ему задал вопрос: известно ли вам о нарушении прав человека в течение трёх лет правления Дудаева? Он сказал, что неизвестно. Это, конечно, очень странно. Тем более, что сегодня в шифрограммах я прочел донесение казака Шаркова – казачьего атамана, в котором говорится, что он в 1991 году лично в руки Ковалеву передал документы и видеоматериалы о геноциде в Чечне».
Некоторые общественные деятели и публицисты отрицают факты геноцида русского населения режимом Дудаева, так, в 2009 году Валерия Новодворская, отвечая на вопрос о геноциде русских в Чечне, обозначила свою позицию следующим образом: «Это все было типичное вранье, замечательная сказка Кремля для того, чтобы скормить Чеченскую войну, что там убивали и изгоняли русских… Я там была! И у Джохара Дудаева правая рука была русская и министр в его правительстве, и первыми в Чечне из мирных жителей погибли именно русские старики в пятиэтажках, те, кто не согласился на предложение чеченцев эвакуироваться в их аулы, они и об этом позаботились, чтобы старики остались живы. Именно на них Россия сбросила бомбы, и они первыми сгорели в своих домах, так что более бессовестной лжи чем «геноцид русских в Чечне» я не слышала, даже если учесть «Геббельсовскую пропаганду».
Ну, вот и проивились некоторые новые фамилии выпрямителей истории – Сергея Ковалёва и Валерии Новодворской. Притом, что правозащитник Ковалёв, который защищал всех осужденных, включая маститого вора в законе ВячеславаИванькова (Япончика), был добрейший человек, а «бабушка русской демократии» Новодворская по словам главного редактора газеты «Комсомольская Правда» До последнего вздоха Валерия Ильинична Новодворская люто ненавидела русский народ и Россию.
Журналист Максим Шевченко отмечал: «Она так долго хвалила Америку, призывала Запад, призывала к войне. Она везде по всем вопросам выступала против интересов России. Она оскорбляла русский народ везде и всегда. Писатель и публицист Елена Чудинова считала, что при всей искренности Новодворской, «единственным движущим ею чувством была ненависть, давно уже переведённая с коммунизма на Россию. Она жила этой ненавистью, ненависть пожирала её». Писатель и журналист В. О. Авченко характеризовал Новодворскую следующим образом: «Человек-лозунг, человек, сжигающий сам себя. Всё затмевающий фанатизм. Побудитель Новодворской – ненависть. Пафос разрушения. Это тот тип, для которого нет ничего святого. Ничего незыблемого, ничего непреходящего, ничего, на что нельзя было бы покуситься. Человек без корней, утверждающий нигилизм, созидатель разрушения».
Политик В. И. Алкснис, упрекая чеченское руководство в избирательности, говорил буквально следующее: «Напомню, что в период с сентября 1991 года по ноябрь 1994 года, то есть до начала боевых действий, на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, по данным СМИ, было уничтожено более двадцати тысяч мирных русских людей, включая женщин, стариков и детей. На её территории к началу боевых действий была осуществлена этническая чистка в отношении русского населения, и более двухсот пятидесяти тысяч русских было изгнано».
В июле 1999 года министерство по делам национальностей России сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. У них отбиралось имущество и паспорта. По данным переписей населения, в Чечено-Ингушской АССР в 1989 году проживало 269 130 русских (24,8 % населения), в 2010 в Чеченской республике проживает 24 382 русских (1,9 %).
Так за что же убили Анну Политковскую. Единой версии, так же как и о природе так называемого Тунгузского метеорита, нет, но мы озвучим две из наиболее вероятных, которые широко обсуждались, а потом выскажем собственное мнение.
Последняя публикация Анны Политковской – "Карательный сговор". В ней утверждалось, что люди из отрядов Рамзана Кадырова и Сулима Ямадаева служат только потому, что опасаются кровной мести. Естественно, такие материалы не могли понравиться руководству Чечни, и Анну Политковскую могли убить именно за эти публикации, предполагают многие СМИ. Однако эта лежащая на поверхности версия представляется наименее вероятной. Политковскую гораздо проще было убить в Чечне, где она часто бывала. Кроме того, для Рамзана Кадырова и власти в целом смерть Политковской - гораздо большая проблема, нежели ее публикации. Пока это убийство не будет раскрыто, весь мир будет убежден, что именно власть устранила неудобного журналиста. Владимир Путин, высказывая сожаление по поводу смерти журналистки, заявил, что Политковская, как политик, никогда не играла сколь-нибудь значительной роли, и потому её смерть для правящих политических сил в России была прямо невыгодна в свете критики этих сил оппозиционными силами, как на Западе, так и в самой России.
Сразу после гибели Анны Политковской в интернете обнаружили анонимную аналитическую записку, распространенную в 2005 году. В ней среди мер, с помощью которых бывший вице-президент "ЮКОСа" Леонид Невзлин, находящийся сейчас в Израиле, планирует дестабилизировать ситуацию в России, упоминалось и о покушении на Политковскую. Поскольку она находится в остром конфликте со всеми силовиками и руководством страны в целом, ее убийство скомпрометировало бы власти.
Версия причастности к убийству Леонида Невзлина или, например, другого "изгнанника" – Бориса Березовского на первый взгляд кажется бредовой. Однако не исключено, что кому-то из покинувших пределы родины необходимо поддерживать в мире имидж России как страны, где можно погибнуть за убеждения. От этого зависит прочность статуса этих людей – статуса политических беженцев, страдающих за приверженность свободе и демократическим идеалам. Березовский, кстати, в свое время никак не прореагировал на обвинения в попытке убийства Ивана Рыбкина (кандидат в президенты Иван Рыбкин на три дня пропал, оказалось, что он был в Киеве, но объяснить вразумительно этот поступок не смог.
Наша точка зрения состоит в следующем. После убийства Политковской было возбуждено уголовное дело. Следствие установило подозреваемых. Все они, за исключением подполковника МВД Павла Рягузова, выдавшего убийцам адрес Политковской, и сотрудника столичного ГУВД Дмитрия Павлюченкова, оказались чеченцами. По окончании расследования состоялся суд, который приговорил Павлюченкова, огранизатора убийства Лом-Али Гайтукаева и братьев Махмудовых к разным срокам заключения. Своими репортажами Политковская больше всего досаждала людям Рамзана Кадырова. Именно здесь и следует искать мотив преступления. Как выпрямитель истории, Анна Политковская высказывала сочувствие страдающим мирным жителям Чечни, игнорируя страдавшим в той же Чечне русским мирным жителям, которых вырезали, как скот, или обратили в рабов, содержавшихся в клетках во дворах тех же «мирных» жителей Чечни, которые укрывали от федералов своих родственников-террористов. Она игнорировала и тот факт, что сражавшиеся с оружием в руках чеченцы расколоты на два непримиримых лагеря. Эта политическая слепота и привела в её дом убийц.